ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ У КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

1 декабря 4:37

Свободное время — это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами и может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она осуществляется в свободное время и отличается огромным разнообразием.

1.Понятие и сущность досуга. Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Можно выделить следующие подходы к определению досуга, который понимается как: 1.Созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо; 2.Деятельность — обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации; 3.Свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью [7]. Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

  1. Организация досуга детей у коренных малочисленных народов Севера. Северные территории — родина коренных малочисленных народов, олицетворяющая самобытные культуры. Особенность Крайнего Севера формируют не только суровые климатические условия, но и те особые виды деятельности, которые начали развиваться здесь многие столетия назад. Они определяют мировоззрение и духовные истоки коренных народов. В последние десятилетия интерес мировой общественности к положению коренных народов Севера усиливается [4].

Народы Севера проявляли и проявляют большую любовь и привязанность к детям. «Общесибирские представления о нравственности, красоте, об уме, – пишет В. Ф. Афанасьев, – веками складывались из суммы представлений многих поколений, племен, народностей. Идеал совершенной личности поэтому может быть объективно представлен только как гармоничное единство мыслей разных народов о хорошем человеке». Этот идеал предполагает единство физического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Также не маловажную роль в формировании всесторонне развитой личности детей играет досуг. С одной стороны, оно выступает в качестве рекреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей.

Отличительными особенностями организации досуга детей у коренных малочисленных народов Севера является: — спортивно-оздоровительная деятельность национального характера, игры традиционной направленности; — отдых на природе, связь с окружающей природой, эколого-досуговая деятельность; — досуг нравственно-эстетического характера.

  1. Игры традиционной направленности. Игра является неотъемлемой частью жизни человека, применяемой для воспитательной цели, умственного и физического развития подрастающего поколения. В игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми [3].

Среди коренных малочисленных народов Севера игры имеют разные направленности:

Игры познавательной направленности о кочевом укладе жизни. Общими для мальчиков и девочек являются игры, связанные с оленем. С раннего возраста это северное домашнее животное присутствовало в их жизни, и дети очень рано начинают понимать его незаменимую роль и значение для благополучия семьи. Играя в «стадо», дети делились на «пастухов» и «оленей». Они держали над головой небольшие оленьи рога, за которые «пастухи» ловили их маутами. В игре воспроизводился весь производственный цикл: оленей пасли, искали, лечили, защищали от волков и т.д. В дальнейшем такое отношение проецируется и в действительность.

Игры промысловой направленности. Дети эвенов в возрасте от 10 до 14 лет уже начинают самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогают старшим в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры приобретают промысловую направленность, готовят к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствуют воспитанию физических качеств, специальных двигательных навыков, необходимых в дальнейшем для самостоятельного ведения промысла. [2].

Традиционной спортивной направленности. Чрезвычайно разнообразно развивающее и воспитательное значение традиционных народных игр, особенно подвижного характера: метание аркана, прыжки через нарты, стрельба по мишеням, бег на лыжах. перетягивание верёвки (маута) и др. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее. Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья.

Во время данной досуговой деятельности- игры, дети учатся находить общий язык со своими сверстниками, обучаются традиционным национальным играм, развивают духовные силы и способности, готовятся к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, развивают координацию движения, умение ориентироваться в местности, навыки работы в традиционной отрасли: оленеводстве и промысле.

2.Эколого-досуговая деятельность.   В свою очередь, вся жизнь эвенов была тесно связана с окружающей природой. Нравственный идеал народной педагогики коренных малочисленных народов Севера — это человек, преданный родному краю.  Вся жизнь коренных народов была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние природы на воспитательные процессы.  С раннего возраста малочисленные народы Севера приучают детей к труду, промыслам, ведению домашнего хозяйства. Оленеводство, рыболовство, собирательство и охотничий промысл составляет не только часть рабочего, но и большую часть свободного времени- досуговой деятельности, являются основными любимыми занятиями провождения свободного времени на природе. В данной досуговой деятельности дети развивают духовные силы, способности, происходит восстановление различных сил ребенка, снимают утомление и восстанавливают работоспособность, выработывают такие качества, как сдержанность, ловкость, выносливость, быстрота, энергичность.

  1. Нравственно-эстетическая. С малых лет детям присваивают интерес к своей истории. Особое значение в воспитании северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их за рамки промысловых и бытовых представлений. Дети много читают и слушают рассказы старшего поколения. С ранних лет девочки учились вырезать узоры (мули) для одежды с 6-7 лет. К 16-17 годам девушки уже были мастерицами [2]. Во время данной досуговой деятельности- нравственно-эстетического, дети занимают свое свободное время чтением и рассказами старшего поколения, но также обучаются к культуре и истории своего народа, проводят время в спокойной атмосфере шитья. Таким образом, культурно-досуговая деятельность носит социально полезный характер, сохраняя самобытную культуру, духовные ценности и передачу уникальных традиционных знаний.

 5.Организация летнего лагеря для детей коренных малочисленных народов СевераБольшое внимание ориентируется в организации традиционного воспитания детей. В частности, речь идет о кочевом лагере как новой организационной формы традиционного воспитания детей.

Кочевой лагерь – это форма организации временного образовательного процесса и воспитания детей. В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, семейном и общинном укладе, быте, традициях; применяется весь педагогический потенциал. И организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, поможет сохранить культуру, фольклор и традиции коренных малочисленных народов.

Заключение

Таким образом, досуг — это деятельность в свободное время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами и может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений.

Немаловажную роль в формировании всесторонне развитой личности детей играет досуг. С одной стороны, оно выступает в качестве реакреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей.

Отличительными особенностями организации досуга детей у коренных малочисленных народов Севера является:

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность — игры национальной направленности. Во время данной досуговой деятельности- игры, дети учатся находить общий язык со своими сверстниками, обучаются традиционным национальным играм, развивают духовные силы и способности, готовятся к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Детям коренных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, игры развивают координацию движения, умение ориентироваться в местности, навыки работы в традиционной отрасли: оленеводстве и промысле;
  2. Отдых на природе — связь с окружающей природой. Охота, рыбалка, оленеводство, собирательство ягод и грибов являются основными любимыми занятиями провождения свободного времени на природе. В данной досуговой деятельности дети развивают духовные силы и способности, происходит восстановление различных сил ребенка, снимают утомление и восстанавливают работоспособность.
  3. Досуг нравственно-эстетического характера. Дети занимают свое свободное время чтением и рассказами старшего поколения, но также обучаются к культуре и истории своего народа. Культурно-досуговая деятельность носит социально полезный характер, сохраняя самобытную культуру, духовные ценности и передачу уникальных традиционных знаний.

Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь поможет сохранить культуру, фольклор, традиции коренных малочисленных народов Севера.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, Г. А. Культурно – досуговая деятельность : теория и практика организации / Г. А. Аванесова. — М. : Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
  2. Никитина Р.С. Воспитание детей эвенов на основе духовно нравственных традиций: автореферат дис.канд. педаг. наук. М., 2000. 47 с.
  3. Пономарев, В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга : дис. д — ра пед. наук / В. Д. Пономарев. — СПб. : СПб ГУКИ, 2005. — 384 с.
  4. Роббек Г.В. Игры и состязания эвенов: лингвистический аспект. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.26) – Новосибирск: Наука, 2011 – 135с
  5. Турутина П. Г. Школа детей лесных ненцев. Новосибирск: Академ. изд-во «Гео», 2007. 87 с.
  6. Библиофонд https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=576686
  7. https://studme.org/184836/pedagogika/osnovnye_formy_organizatsii_dosugovoy_deyatelnosti#154