Совершенствование системы местного самоуправления в Российской Федерации

22 сентября 1:40

Местное самоуправление — важный элемент системы управления государством. Он во многом определяет государственную структуру и является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. [1] устанавливается, что местное самоуправление должно быть закреплено в законодательстве. В Конституции Российской Федерации [2] местное самоуправление закреплено, как и в Конституциях многих других стран. В соответствии со статьей 3 Конституции, местное самоуправление рассматривается, как одна из форм осуществления народом своей власти. Конституция признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст. 12).

Реформы, осуществляемые в России, и последовавшие за ними преобразования обусловили рост роли муниципальных образований в различных сферах жизни общества. В настоящее время многие муниципальные образования обладают разнообразными потенциальными возможностями, чтобы достигнуть экономического роста и социального развития. Вместе с тем, использование этих возможностей требует построения эффективной системы муниципального управления в условиях перехода к рынку. Эффективная система муниципального управления должна быть способной формировать и реализовывать динамичную экономическую политику на местах. Данная задача, несмотря на предпринятые усилия на федеральном и муниципальном уровнях, пока далека от решения. Реформирование политической системы российского общества остается актуальной задачей. Вместе с ней необходимо реформировать и систему местного самоуправления, как ее неотъемлемый и важнейший элемент. Научные работы и публикации специалистов в области государственного и муниципального права свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы местного самоуправления [7].

Недостаточная эффективность муниципальной реформы по формированию современного механизма местного самоуправления обусловлена рядом причин. Одной из важных является то, что за период после принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] в закон было внесено большое количество изменений и дополнений федеральными законами. Перечень вопросов местного значения для всех видов муниципальных образований был расширен почти в полтора раза. При этом соответствующего расширения доходной базы местных бюджетов не последовало. Значительные, но плохо увязанные между собой новации, которые повлияли на интересы местного самоуправления, были внесены также в жилищное, бюджетное, земельное, налоговое и градостроительное законодательство. В настоящее время более двухсот федеральных законов регулируют полномочия местного самоуправления. Некоторые полномочия, установленные упомянутыми федеральными законами, не соответствуют вопросам местного значения. Процесс обновления и дополнения законодательства о местном самоуправлении продолжается, из-за чего в этой сфере зачастую возникает правовая неопределенность. Заметно затрудняется правоприменение. Таким образом, несмотря на немалые успехи в построении системы местного самоуправления в Российской Федерации, в законодательстве до сих пор имеются лакуны и противоречия.

Для совершенствования законодательных основ системы местного самоуправления в России можно предложить следующие мероприятия.

  1. Ввести мораторий на изменение положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правила организации местного самоуправления чересчур часто меняются, и это создает различные сложности в процессе регистрации изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
  2. Ввести запрет на закрепление «нефинансируемых мандатов» ¾ так называют заведомо невыполнимые полномочия муниципальных образований в силу недостаточной материально-финансовой обеспеченности.
  3. Необходимо принятие федерального закона, который установит общие принципы административно-территориального устройства в Российской Федерации, и определит основные принципы и порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц.
  4. В Градостроительном кодексе Российской Федерации целесообразно прописать возможность включения в генеральный план городского округа (поселения) территорий, не входящих в границы этого муниципального образования, в качестве территорий, предназначенных для развития его социальной и транспортной, а также иной инфраструктуры. При этом определить порядок согласования включения таких территорий в генеральный план с сопредельными муниципальными образованиями.

Петропавловск-Камчатский городской округ является административным, промышленным, культурным и научным центром Камчатского края. По итогам проведенного анализа социально-экономического положения городского округа за 2015-2019 годы можно сделать вывод о положительной динамике по многим показателям социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского. Вместе с тем, необходимо отметить серьезные проблемы в развитии городского округа в области муниципального управления. Прежде всего, имеет место дефицит финансовых ресурсов, необходимых для реализации программных мероприятий муниципального образования и управленческих функций. Ситуация обусловлена скромными возможностями городского бюджета по реализации социальной, экологической и экономической политики в Петропавловск-Камчатском городском округе (дотационность бюджета).

Очевидно, что экономическая проблема является одной из наиболее сложных проблем местного самоуправления в городском округе. Именно ей обусловлены, к примеру, недостатки в развитии дорожно-транспортного хозяйства городского округа. Имеют место муниципальные дошкольные и школьные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии (требуют капитального ремонта) и где значительная часть технологического и учебного оборудования сильно изношена. Кроме того, как показывает статистика, в городском округе население недостаточно обеспечено социально-культурными и спортивными объектами [4].

Вышеперечисленные проблемы невозможно решить без соответствующих финансов, без производительной городской собственности, иначе говоря, без экономической базы, которая будет достаточна для решения задач, возложенных на местное самоуправление. Невозможно и дальнейшее развитие города. Поэтому одним из основных приоритетов социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа должно стать увеличение бюджетных доходов на основе экономического роста и развития неналогового потенциала, уровня собираемости неналоговых доходов. Важной задачей является совершенствование учета имущества муниципальной казны. Администрации городского округа необходимо принять меры к более эффективному использованию муниципального имущества, своевременно обновлять техническую документацию на него, контролировать его использование и сохранность. Эти меры должны принести весомый вклад в развитие экономики Петропавловск-Камчатского городского округа.

Важной задачей, стоящей перед Администрацией городского округа, является реализация единой стратегии развития информационных технологий в местном самоуправлении. В настоящее время инфраструктура в этой сфере развита недостаточно. Это приводит к недостаточно эффективному развитию сетей передачи данных в сфере управления городским округом, а особенно — в области образования, культуры, социальной защиты. Необходимо внедрить ряд мероприятий, которые переломят существующее отставание Петропавловска-Камчатского в области использования информационных технологий в сравнении с другими городами России. Без этого в скором времени станет невозможным качественное оказание муниципальных услуг гражданам городского округа.

Решать вышеуказанные проблемы администрация Петропавловск-Камчатского городского округа должна с помощью программно-целевого метода среднесрочного планирования. Работа в данном направлении позволит увеличить доходную часть местного бюджета, а также значительно повысит эффективность расходования бюджетных средств. Среднесрочное планирование будет способствовать оптимальному и ответственному расходованию ассигнований местного бюджета.

 

Литература

  1. Европейская Хартия местного самоуправления // «Собрание законодательства РФ», 1998, № 36, с. 446.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 2014, № 31, ст. 4398.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 02.08.2019 г. № 313-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2003, № 40, ст. 3822.
  4. Отчет о работе Городской Думы Петропавловск — Камчатского городского округа за 2018 г.: приложение к решению Городской Думы Петропавловск — Камчатского городского округа от 24.04.2019 № 417-р. URL: pkgo.ru (дата обращения 05.12.2019).
  5. Кожевников О.А.Отдельные вопросы правового и организационного обеспечения местного самоуправления на современном этапе // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (май-июнь), с. 62-68.
  6. Соловьёв С.Г. Правовой механизм перераспределения муниципальных полномочий ¾ конец российских самоуправленческих иллюзий // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 3 (июль-сент.). С. 10-16.
  7. Удолдина К.С. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. № 43. С. 164-167.