СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА МАТЕРИАЛОВ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЁТА В ОРГАНИЗАЦИИ

12 октября 8:33

Бухгалтерский учёт материалов должен обеспечивать своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении материалов на складах организации.

К бухгалтерскому учёту материалы принимаются как активы, используемые при производстве продукции либо выполнении работ или для управленческих нужд. Затраты, понесённые на приобретение материалов, участвуют в формировании производственной себестоимости, что в свою очередь также выражает значимость их своевременного и полного отражения в бухгалтерском учёте. Не менее важна информация о движении материалов на складах организации руководителем [2, с. 32].

Движение материалов документально оформляется в первичных документах и различных аналитических и синтетических регистрах. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы.

Рассмотрим учёт материалов на примере организации, предоставляющей клининговые услуги, что означает, что материалы являются наиболее значимым участком учёта в организации. Основные используемые организацией субсчета счета 10 «Материалы»:

— 10.01 «Сырьё и материалы»

— 10.06 «Прочие материалы»

— 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

— 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»

Учёт материалов организован в бухгалтерии, ведется в программе 1С: Предприятие и делится на несколько этапов: поступление, перемещение и списание.

Материалы поступают от поставщиков, подотчётных лиц, приобретающих материалы в порядке наличного расчёта, от списания пришедших в негодность основных средств. При приобретении материалов у поставщика делается следующая проводка: Дт 10.01 Кт 60/ 71.

Поступление материалов сопровождается документально накладной. Налог на добавленную стоимость не учитывается, так как исследуемая организация не является плательщиком НДС.

Стоимость приобретенных подотчетным лицом материалов подтверждают товарные счета (чеки). В бухгалтерию сдается авансовый отчёт, составленный подотчетным лицом. Согласно переданному документу, бухгалтер составляет авансовый отчёт в программе, используемой для автоматизации учёта.

Бухгалтерская проводка по перечислению денежных средств для оплаты материалов выглядит следующим образом:

1.Перечислено с расчетного счета поставщику (подрядчику) за материалы:

Дт 60.1 Кт 51

  1. Переданы денежные средства с кассы подотчётному лицу:

Дт 50 Кт 71

На основании накладной на внутреннее перемещение материалы передаются на склады подразделений. Делается проводка:

Дт 10.09. Склад г. Владимир Кт 10.09. Основной склад

В предприятии под прочими материалами числится всё необходимое для содержания офиса: канцелярские товары, инвентарь для уборки офиса, офисная техника.

Бытовая химия передаётся на каждый объект заказчика ежемесячно согласно техническому заданию, полученному при проведении закупки. Всё переданное количество материалов списывается в конце месяца по результатам инвентаризации.

Итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов в натуральном и денежном выражениях отражаются в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 «Материалы», а все прошедшие операции по счету также в натуральном и денежном выражениях отражаются в Карточке счета 10 «Материалы».

На основе изучения организации бухгалтерского учета, можно сделать вывод, что он в целом соответствует предъявляемым требованиям: первичные документы составляются своевременно и в полном объеме, заполняются все необходимые реквизиты; синтетический учет осуществляется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета; разработан приказ об учетной политике организации; отчеты составляются своевременно и верно. Тем не менее, можно сформулировать отдельные предложения по совершенствованию учета. Для повышения оперативности учета в организации и уменьшения затрат на материалы: установление на каждый объект уборки суммарного лимита материалов. Таким образом в организации возможна экономия, что увеличит прибыль.

Также оптимальным вариантом для экономии может служить приобретение аналогов, указанных в техническом задании материалов. Вторым вариантом экономии на материалах может быть смена поставщика. На данный момент главным поставщиком организации является ООО «Комус». Так как ООО «Комус» имеет достаточно большой оборот, цены на материалы во многом завышены, то есть имеют большую наценку. Организация относится к МСП, в таком случае обзавестись большим количеством поставщиков с наиболее дешевыми ценами на материалы выгодней, однако этот вариант добавляет работы бухгалтеру, тем самым сокращая оперативность учёта. Всё же можно принять к сведению и попробовать найти поставщика в каждом городе, где есть объект уборки, для наибольшего удобства и своевременности доставки материалов. Методом проб можно прийти к наиболее удобному и выгодному варианту.

Использованные источники:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждённое приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) // СПС Консультант Плюс.
  2. Лопастейская Л. Г., Аюпова А.А. Бухгалтерский учёт материалов // Бухгалтерский учет в современной экономической науке и практике: II Международная заочная научно-практическая конференция (Ульяновск, 21-24 ноября 2016 г.) – 2016 – с. 32-34.
  3. Лопастейская Л. Г., Калинина А.В. Учёт и анализ материально-производственных запасов // СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции – 2018 – с. 111-114.