ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

1 ноября 3:34

Целью данной работы являлось, исследование основных факторов, которые оказывают влияние на развитие инновационного потенциала предприятия.

Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, которые необходимы для реализации инновационной деятельности предприятия [1].

Инновационный потенциал можно рассматривать с нескольких сторон, во-первых, как результат уже имеющиеся инновационной возможности, а во-вторых, как реально созданный продукт.

В настоящие время инновационный потенциал в основном состоит из нематериальных активов предприятия. Для того оценить инновационный потенциал, необходимо прибегнуть к данным интеллектуального капитала, взамен физическому, который в свою очередь обладает иной спецификой. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности оценки физического и интеллектуального капитала организации

Характеристики

Физический капитал

Интеллектуальный капитал

База

Осуществленные затраты

Оценка стоимости на базе будущего исполнения

Показатели

Стоимостные показатели

Нестоимостные показатели

Периодичность

Периодичный характер

Непрерывный характер

Результат

Материальный(прибыль)

Нематериальный(социальный эффект)

В процессе формирования инновационного потенциала необходимо проделать большой объем работы, среди которых наиболее выделяют: НИОКР, маркетинг, изменение технологической базы при выпуске продукции. Наличная совокупность ресурсов определяет возможность его будущего развития. Ресурсы, которые могут быть переработаны в инновационном процессе, обеспечивают получение инновационного продукта. Интенсификация инновационной деятельности позволяет повысить эффективность использования ресурсной составляющей, а, следовательно, и инновационный потенциал в целом. Одним из важных условий формирования инновационного потенциала предприятия является наличие планирования и постановка адекватных целей инновационной деятельности, применительно к которым требуется использование конкретных измерителей, долгосрочность намерений, достижимость, синергизм. Зачастую инновационная деятельность на предприятиях представляет собой достаточно напряженный и конфликтный процесс, реализующийся в форме преодоления сопротивления персонала изменениям и необходимости приложения дополнительных усилий. Лояльность сотрудников любой организации к нововведениям увеличивается, если они знакомы с ее главными целями (стратегией) и представляют свой вклад в ее реализаци

Развитие инновационного потенциала состоит из следующих этапов:

  • Формирование;
  • Развитие;
  • Распространение.

На начальном этапе процесс формирования происходит за счет факторов труда и капитала. Данный этап является основой, на котором формируется база знаний и необходимых материалов, выявляются основные потребности общества. Главной задачей этого этапа — выявление основных потребностей общества

На втором этапе происходит процесс развития предприятия за счет использования новых технологий. На этой стадий применяются все те накопленные знания и умения, за счет чего повышается уровень продукции. Данный этап характеризуется постепенным ростом. На данном этапе предприятие переходит на новый качественный уровень, что оказывает благосклонное влияние на всех его членов.

И наконец третья стадия – это процесс распределения и применения выработанного инновационного потенциала. Отсутствие нормированных правил может привезти к ухудшению инновационного потенциала компании и снизит уровень производительности.

  Таким образом можно выделить ряд следующих факторов которые оказывают влияние на развитие инновационного потенциала предприятия:

  • Четкое определение потребностей и стратегии выпуска новый продукции;
  • Потенциальная полезность и ее реализация;
  • Кооперация и коммуникация как система отбора проектов;
  • Объем ресурсов и оценка инноваций.

 Процесс развития инновационного потенциала состоит из разработки и реализацию стратегии, которая позволит предприятия постоянно находится в рабочем состоянии. Для этого необходимо создать соответствующие условия для существования внешней среды, а также развивать потенциал партнеров на рынке.

На этапе маркетинга инновационный потенциал находится в постоянном контакте с внешней средой. Она оказывает влияние непосредственно на сам инновационный потенциал, и в тоже время изменяется под его влиянием. Можно сказать о том, что инновационный потенциал, представляет собой площадку для развития предприятий. Однако полностью он формируется непосредственно в организации.

  Для развития инновационной деятельности предприятия необходимо влияние различных видов потенциалов. Их классификация представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Классификация видов потенциалов предприятий.

Эксплеренты

Виоленты

Патиенты

Коммутанты

Характеризуются малым размером, гибкостью, реализацией качеств лидера

Обеспечивают экономию на масштабах, привлечение необходимых ресурсов

Специальные знания технологий и сегментов рынка

Поддержание рынка через локальные потребности

 

На каждом из этапов инновационной деятельности, свою активность проявляет разная группа потенциалов. Так, в период создания инновации, наиболее активны предприятия-эксплеренты, для них присуще сочетание таких качеств как: достижение цели, финансовая поддержка. Предприятия –виоленты, их основная задача, четко проявляется в момент производства, и свою активность они набирают к моменту распространения инновационных продуктов.

В период распространения новой технологии активизируются предприятия-патиенты, их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить появление улучшающей инновации. И наконец, на заключительном этапе при активном действии виолентов и патиентов, начинают свое развитие предприятия-коммутанты, задача которых заключается, в обеспечении копиями ведущих товаров и таким образом являются связующим звеном всей экономики в целом.

Таким образом можно сделать вывод о том, что отсутствие на рынке предприятия с тем или иным потенциалом, тормозит развитие экономики. Так нехватка предприятий патиентов и коммутантов, или полное отсутствие эксплерентов, является основой замедления в экономике научно-технического прогресса.

Список литературы:

  1. Королев Виктор Иванович, Королева Елена Николаевна Инновационный потенциал: содержание, организационные формы его реализации российскими и зарубежными компаниями // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №5.
  2. Имайкина Ольга Ивановна Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №3 (31).
  3. Теребова Светлана Викторовна Инновационный потенциал предприятия: структура и оценка // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2017. №15.

м