Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” — наука, т.е. наука о движениях. Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика). Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991г. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Проблема. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.
Для стимуляции интеллектуального развития применяются кинезиологические упражнения. Это позволяет повысить уровень интеллекта и даёт возможность развивать индивидуально-личностные особенности ребенка.
Идея применения кинезиологических упражнений – внедрение инновационных технологий в реализации задач образовательной программы дошкольного учреждения, поиск эффективных форм и приемов всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Цель применения кинезиологических упражнений — повышение познавательной активности детей через развитие межполушарного взаимодействия головного мозга, развитие психических процессов, общей и мелкой моторки.
Актуальность применения кинезиологических упражнений
Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием. На каждой ступени сенсомоторного развития происходит скачок в развитии мозга. В движении ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, получает жизненный опыт, что дает толчок в развитии внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также речи и интеллекта.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, неоспоримым фактом является то, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей дошкольного возраста.
- определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального и речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
- помочь родителям, педагогам и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей.
- помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Педагогическая значимость заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, может быть использована в образовательной деятельности всеми педагогическими работниками и родителями.
Эффект, которую производят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, но и улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Практическая значимость. Метод кинезиологии не требует никаких материальных, финансовых и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Применять кинезиологические упражнения можно с детьми с 3-х летнего возраста. Особенность практики в том, что ее можно применять со всеми детьми, как не имеющими проблемы в развитии, а также с детьми, испытывающими затруднения в освоении образовательной программы.
Существуют следующие виды упражнений:
1.Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
- Дыхательные упражнения. Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.
- Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
- Массаж. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Растяжки – они нормализуют тонус мышц.
Проект по кинезиологии «Умные пальчики» запланирован на три года с 2020-2023. В проекте участвуют дети средней группы, 4-5 лет (три девочки, 2 мальчика). Используя вышесказанные упражнения составила план по месяцам, на 1 учебный год. В котором включены все виды кинезиологических упражнений, начиная от простых к сложным. Каждый комплекс упражнений проводится три недели. На четвертой неделе проводятся те упражнения, которые детям давались сложнее, либо повтор ранее изученных упражнений в форме разыгрывания сказок, историй. Кинезиологические упражнения, или игры я включаю в любую часть занятия. Например, в организующей части использую упражнения для пальцев, кистей рук, массаж ладоней либо глазодвигательные и дыхательные упражнения. А в середине занятия на динамических паузах можно проводить двигательные упражнения или растяжки. Завершать занятия лучше расслабляющими упражнениями, так же выполнением симметричных рисунков. Задания варьируются в зависимости от подготовленности детей, основной образовательной области занятия.
Работа проекта продолжается, промежуточные итоги по плану проведутся в конце учебного года. Но и сейчас можно пронаблюдать некоторую положительную динамику у детей средней группы, с которыми систематически проводятся кинезиологические упражнения. У детей появился крепкий интерес к занятиям, любят играть кинезиологические игры. Просят поиграть с пальчиками еще подольше, что говорит о снижении утомляемости, активизации познавательных интересов. Так же на наших занятиях заметно улучшились организованность и дисциплина детей, что очень положительно влияет на усвоение основного программного материала де