Биологическое разнообразие является одним из основных идей обучение школьников.
Однако, по мнению многих методистов, наибольшие трудности у учителей вызывает воспитание у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к природе.
Цель проекта: Создание условий для совмещения полноценного активного летнего отдыха с экологическим воспитанием по формированию у детей эмоционально-ценностного отношение к природе, умений непосредственного общения с природой и проведения исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
- приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Организационно – практические задачи:
- формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
- выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- практическое обучение школьников методам полевых и лабораторных исследований по выбранным направлениям работ;
- научить обрабатывать собранные материалы и подготовить доклады к научно-практической конференции, которая состоится в день закрытия лагеря;
- проведение учебных экскурсий на природные объекты.
Летний лагерь рассматривается многими методистами как интенсивная форма дополнительного экологического образования, которая происходит в максимально активном соприкосновении ученика с миром природы.
Основная форма организации обучения в условиях летнего лагеря является экскурсии и практические работы, по мнению многих авторов.
Анализ методических разработок большинство экскурсий и практических работ по насекомым в условиях летнего лагеря, направлены на развитие умений выявлять характерные признаки, умений распознавать и осваивать методы сбора и определения насекомых.
Вот поэтому в проекте разработаны методы и приемы развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе.
Содержание программы
Экологический лагерь предполагает подготовительный этап (теоретический) и основной период (образовательно-оздоровительный).
Подготовительный этап включает:
- организаторы создают программу работы экологического лагеря;
- программа предусматривает включение всех участников в активную работу, учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся;
- обеспечивается полноценное питание и режим работы;
- обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.
Основной период лагеря
Модель экологического лагеря – «Экоград»
Для создания в лагере экологической атмосферы гармоничного существования с природой и друг с другом.
Цель: создание условий для социального становления личности ребенка, осознания себя как часть природы и общества.
Результат: способность детей принимать ответственные самостоятельные решения, формирование активной жизненной позиции.
I этап – организационный (включение в игру) начинается с общелагерной акции “Создадим экологический городок!”.
Задачи этапа:
- знакомство детей друг с другом, быстрое прохождение адаптационного периода;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей;
- мотивация на игровое взаимодействие;
На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз своих городов, которые формируются из детей по 7-10 человек. Город действует на основании программы и плана лагеря. Этап завершается открытием смены, утверждением Законов Природы.
II этап – основной период проходит под девизом “Понимание друг друга и природы!”
Задачи этапа:
- постепенное включение жителей Экологического городка в совместную жизнь;
- создание условий самореализации и саморазвития детей.
Начинает действовать система стимулов и поощрений, жители Экологического городка включаются в Вахту Добрых дел – природоохранная и созидательная деятельность в лагере. Законы, принятые в лагере, соблюдаются сознательно.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, потому на этом этапе раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.
Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования диагностики. При планировании жизнедеятельности лагеря учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный посвящен подведению итогов.
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
- исследовательская работа обобщается и демонстрируется на научно-практической конференции;
- оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка или группы учащихся);
- проводятся все заключительные диагностики.
Нами разработана модель методики развития эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе наблюдений за насекомыми опылителями в условиях школьного экологического лагеря.
Данная модель состоит из целевого компонента,
Цель модели развитие у учащихся 6-7 классов эмоционально-ценностного отношения к живой природе
Основными подходами для отбора содержания наблюдений нами определены: 1. Региональный подход – наблюдения проводились на местных видах растений и насекомых. Также рассматривались, в основном только отряды насекомых, которые включены в школьную программу – отряд перепончатокрылые, отряд чешуекрылые, отряд двукрылые; 2. Эколого-эволюционный подход – многообразие насекомых во взаимосвязи с растениями, рассмотрение их взаимных приспособлений в связи с процессом опыления; 3. Природоохранный подход – усиление внимания к роли насекомых в природе и их охрана.
Исходя, из этого мы разработали такие занятия: природе («Кто такие насекомые — опылители?»; «Цветок приманка для насекомых»; «Распознают ли цвета насекомые — опылители?»; «Взаимоотношения растений и насекомых — опылителей»; «Мимикрия — приспособление к привлечению опылителей»; конференция «Роль насекомых-опылителей в природе»).
Для реализации данных занятий нами были отобраны методы обучения:
Практический (наблюдение); Словесный (беседа, рассказ, дискуссия); Наглядный (слайд-презентация); Моделирование. А так же методы воспитания: Методы формирования сознания личности (беседа, метод примера); Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (поощрение, эмоциональное воздействие).
Результаты модели: Уровни опыта эмоционально-ценностного отношения к природе: Низкий (ценностно-чувственный); Средний (ценностно-смысловой); Высокий (ценностно-деятельностный).
Приемы развития эмоционально-ценностного отношения к природе
В конце каждого занятия проводили беседу и личные примеры. Например: беседа «Как Вы думаете, пчелы полезные или вредные насекомые?» (учащиеся высказывают свои мнения: )
Дополняем все занятия примерами: Например: Какие насекомые Вам нравятся? Мне нравятся маленькие бабочки, они такие нежные и прекрасные, на мой взгляд.
Учила их выражать свои эмоции
Выводы
- Анализ литературных источников показал, что летний лагерь является одним из основных форм организации дополнительного экологического образования;
- Выявили следующие основные подходы для отбора содержания наблюдений: региональный подход, эколого-эволюционный подход и природоохранный подход. Разработана методика проведения занятий наблюдений с насекомыми – опылителями в условиях летнего лагеря для развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе
- Ожидаемые результаты педагогического эксперимента показывают относительную эффективность предлагаемой методики развития эмоционально-ценностного отношения к природе.