Инклюзивное образование и воспитание рассматривается как реализация права человека на получение качественного воспитания и образования в соответствии с познавательными возможностями и в адекватной его здоровью среде по месте жительства.
Такая форма обучения и воспитания не является обязательной для детей с ОВЗ, но в то же время обучение и воспитание в условиях образовательной интеграции (инклюзии) позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Благодаря инклюзивной форме обучения и воспитания детей, посещая ближайшее образовательную организацию, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок воспитывается в специальных школах и центрах. Родители, таким образом получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии жизненными установками.
Таким образом, задается необходимость перехода к созданию индивидуальных образовательных программ, учитывая особенности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в случае необходимости построить и создать необходимые условия их освоения.
Рассмотрим, условия нашего детского сада в воспитании и образовании детей с ограниченными возможностями. В нашем детском саду созданы необходимые условия для работы с детьми с ОВЗ. Это кабинет сенсорики, тренажерный кабинет, кабинет дополнительного образования, спортивный зал. Кроме этого в группе, где посещает ребенок инвалид, должны быть созданы необходимые условия для развития и воспитания ребенка инвалида. ППРС должна соответствовать коррекционным задачам программы и педагогическим методам, направленным на развитие и воспитание ребенка – инвалида.
Мы сегодня будем останавливаться именно на конкретном ребенке. А именно ребенок-инвалид с синдромом Дауна. Ей данный диагноз поставили уже с рождения. Повторное обследование МСЭ в 2017 году – ей продлили до истечения 18 лет. У нее еще сопутствующая болезнь – Внутренний порок сердца.
Этот ребенок в первый раз поступил в октябре месяце 2017-2018 учебного года, в возрасте 2,9 лет. Для создания комфортного пребывания ребенка-инвалида, первые месяцы адаптации ей был прикреплен вспомогательный персонал, который помогал ему адаптироваться к новым условиям и новым людям. Она пришла в группу, где находились и дети раннего возраста, только поступившие в младшую группу. Им тоже уделялось большое внимание, по адаптации к новой среде. Персонал помогал ей в освоении первой социально-бытовой ориентировке. В ходе режимного момента вспомогательный персонал помогал и обучал ребенку-инвалиду принимать пищу, освоении культурно-гигиенических навыков (умываться, садиться в горшок, умению пользоваться полотенцем, держанию ложки при еде и т.д.). В течение трех месяцев вспомогательный персонал помогал ей играть, освоить первые игровые моменты с детьми, играл с ней рядом, посещал тренажерный и сенсорный кабинеты. Играл в спортивном зале детского сада. Чтобы дальнейшая наша работа с данным ребенком была в тесном контакте с ним, мы сделали примерный план работы с данным ребенком. Организовали шадящий и гибкий режим посещения. Работа с ребенком инвалидом в условиях массового детского сада – это адаптация. В этот период педагог должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка, создать благоприятную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Ведь, мы педагоги, сталкивались проблемами в организации коррекционной- образовательной деятельности: Мы не знали, как сделать адаптированную программу для ребенка, В нашем улусе нет тьюторской деятельности по работе с такими детьми, и нам приходилось в социальных сетях и больше узнать, как работать и как начинать работу.
В течении первого учебного года, посещения данного ребенка мы сделали подготовительную работу: путем наблюдения и контакта с ребенком. В течении года, ребенок был наблюдателем, за воспитательной работой группы. Ведь кроме нее в группе было 15 детей. Путем индивидуальной работы с ребенком мы помогли ей в социализации в группе: режимные моменты, игры с детьми, контакт с ними. (первый год она чужалась других специалистов детского сада, прятала глаза и лицо от чужих людей, у нее наблюдалась агрессивное поведение – толкала младших детей, из-за этого у нас педагогов были разногласия с другими родителями). Постепенно мы, начинали вовлекать ее на занятиях по парам, по подгруппам, в играх с детьми, в участии мероприятиях группы.
Второй год (2018 – 2019 учебный год) посещения данной группы к 3, 5 годам, ей стало уже комфортно, усвоила все социально-бытовые условия группы, она уже помогала нам одевать младших детей, помогала убирать группу, помогала в уборке игрушек. Вставляла все горшки на полку, играла рядом с детьми, в общем она любила получать поручения и хорошие оценки. В течении года коррекционная работа проводилась по двигательной и оздоровительной направленности. В развитии сенсорного восприятия. Каждый год ей заполнялся индивидуальный образовательный маршрут — где фиксировались ее адаптация к началу года, эмоциональное состояние, двигательная активность, общение с другими детьми.
И весной в 2019 году к нам приезжала комиссия ПМПК. Вместе с родителем я, как педагог, была на приеме в данной комиссии. Комиссия дала очень хорошие советы и рекомендации по работе с данным ребенком. И по заключении ПМПК она нуждалась услуг ассистента (помощника), тьютора. Но в виду, не хватки кадров в детском саду, ассистента не было. И педагоги группы, стали дефектологами, логопедами, психиатрами. Ей рекомендовали АОП воспитания и обучения ребенка вариант 7.2 (пробно) с полным режимом обучения. Но по усмотрению родителей она посещала группу после обеда. Чтобы переход на среднюю группу был легко адаптированным, по рекомендациям педагогов группы она стала посещать группу в неделю 3 раза. То есть, через день она посещала полностью, а остальные дни во второй половине дня. В конце учебного года, она стала посещать полностью. Но по усмотрению родителей она иногда посещала в течении недели по полдня.
Таким образом, в 2019 – 2020 учебном году, ребенок в возрасте 4 лет перешел в среднюю группу детского сада. Там она тоже адаптировалась в течении 3-х месяцев, посещала группу по усмотрению родителей. Педагоги группы приняли и согласовали адаптированную программу обучения и развития. Здесь уже продолжается работа по коррекции познавательного развития, развития слухового восприятия и внимания, ознакомлению окружающим, пониманию связной речи, и т.д.
Работа по коррекционной работе проходила в тесном контакте с родителями ребенка. Она принимала участие в общих занятиях группы, по мере возможности посещала общие мероприятия детского сада. Участвовала в спортивных соревнованиях, в соответствии установленных ограничений.
А в 2020 – 2021 году ребенок в возрасте 5, 9 лет, перешел в старшую группу. С этого учебного года, мы, педагоги стали контактировать дистанционно с Нюрбинским РРЦ для детей и подростков с ОВЗ. Занятия проводились с согласия родителя дистанционно, в присутствии одного родителя. Очень отрадно, что занятия были бесплатными. С нас требуется только интернет связь для подключения к ZOOM и ватсап. Если проще сказать, мы создали условия для обучения родителей. Педагоги и дефектологи дали нам специальные технологии и формы работы с ребенком. Ведь в следующем году она пойдет в школу.
Таким образом, коррекционная работа с ребенком-инвалидом дает большие результаты. Ребенок с удовольствием играет в различные игры, посещает кабинеты дополнительного образования. Вместе с детьми посещает занятия физкультуры и музыки. Участвует во всех мероприятиях группы и детского сада.
По результатам динамики развития ребенка инвалида, показывают, что растет девочка нормально, индекс Пинье соответствует возрасту. Анализ адаптации по переходу на другую группу ведется каждый год. Ведь она адаптируется к новым педагогам, новым детям, и к новым условиям. Хотя она посещала с данными детьми постоянно. Работа с ней проводится индивидуально, с постепенным вовлечением в ОД группы. Это занятия по ИЗО, Физкультуре, Музыке. Систематически ведется консультация родителей девочки. Какими играми нужно играть, какие игры предпочитает.
В результате, можно сказать, что при работе с ребенком с ОВЗ можно найти необходимые пути решения. Для качественного воспитания и образования ребенка-инвалида, есть и ряд проблем, которые стоит учесть в работе.
- Нет специализированной комплексной программы для детей с синдромом Дауна.
- В детском саду нет узких специалистов: психолога, логопеда, дефектолога.
- МТБ: методических пособий, развивающих игр для готовности ОУ к такой работе.
- В улусе нет системы работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. (наличие тьютора в улусе). Нужна работа центра помощи детям с ОВЗ или при МКУ УУО штата тьютора.
- Для качественного использования дистанционных занятий – слабый Интернет ресурсы