Наверняка вы все замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой, детям нравиться потрогать, поковыряться в песке палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку, лепить лепешек из песка..
Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка.
Плюс песочной терапии в том, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания и стрессы у детей при играх в песке почти исключены, получают только удовольствие и радость от игры.
Песок — это уникальный натуральный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. А занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт — терапия в работе воспитателя». Познакомить с одним из нетрадиционных инновационным личностно-ориентированным направлений здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.
Данную практику стали использовать в нашем детском саду с этого учебного года. Обучиться ей несложно любому воспитателю, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.
Педагогическая целесообразность этого занятия объясняется тем, что для малышей песок – это развивающая среда. Дети с удовольствием играют, рисуют песком. Ведь песок — это так естественно, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится, а также не затратно в материальном плане.
Песочная арт-терпения является вариантом песочной терапии. Акцент делается на изобразительном творчестве с помощью песка размещенного на специальном световом столике. Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. В процессе этой работы негативные тенденции у ребенка ослабевают, снимается напряжения, тревоги, раздражительность. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления.
Рисование песком формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе и окружающим, пластику движений рук; улучшает память, стимулирует работу мозга (познавательные процессы: восприятие, образно- логическое мышление, пространственное воображение).
Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми
Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка » Питер и Волк».
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
плохой сон, ночные кошмары;
плохо развита мелкая моторика;
истерики, непослушание, капризы;
логоневроз (заикание, ЗПР, а также другие речевые проблемы;
застенчивость, неуверенность в себе;
агрессия, тревожность;
нет взаимопонимания с родителями;
расстройства невротического характера;
недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
психосоматические заболевания;
страх перед школой, садиком;
частая плаксивость (без повода);
если ребенок пережил сильный стресс.
Занятия с песком противопоказаны, если у ребенка:
Уровень тревожности очень высок
Имеется аллергия на пыль и мелкие частицы
На руках мелкие порезы и ссадины.
Итак, приступим к практической части, нам необходимо:
Инвентарь: стол стеклянный с подсветкой, совок с щеточкой, бумажные и влажные салфетки, песок или можно заменить манной крупой, можно использовать дополнительные атрибуты (фигурки, кисточки, мешочек, расчески, трубочки и пр.).
Подготовка к работе:
- Песок, с которым должны работать, должен пройти специальную обработку. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
- Заготовить образцы, шаблоны, чтобы ребенок воспользовался для рисования.
- Провести инструкцию. Ознакомить детей с оборудованием, материалом и с правилами работы с ними.
Необходимо напомнить детям, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. Н-Р: Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Перед началом необходимо подготовить наши ручки, вытереть бумажной салфеткой, чтобы они были сухими. А по завершению работы воспользоваться влажными салфетками.
Занятие проходит в три этапа:
- Вводная
Подготовка рук. Массаж и упражнения на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, активизация умственной деятельности.
Игра «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней. Затем по очереди между пальцами, начиная большого пальца с указательным, переходя к следующему пальцу, так далее до мизинца.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Упражнение «Струя» ребенок набирает песок в руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая струю, с одной ладони на другую. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.
Упражнение «Необыкновенные следы» развивает тактильную чувствительность.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Такие рода упражнения использую в начале занятия.
2.Основная
Рисование подушечками пальцев «Мой портрет», «Типы линий» Зеркальное рисование «Лировидный узор».
Рисование с использованием трубочки «Цветочная поляна».
Рисование ладонью и ребром кисти руки «Аквариум».
С использованием атрибутов ( сито, геом.фигурки, кисточка и расческа).
С использованием мешочка «Мой любимый динозавр».
Рисование с помощью техники – песочная струя «Линейный сброс песка», сказка «Колобок».
Заключительная – рефлексия.
Использование пескографии в непрерывной образовательной деятельности дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во вторых, мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, развивается творческий потенциал и фантазия.
В-четвертых, детали изображения меняются взмахом руки, при этом одной и той же поверхностью можно пользоваться бесконечно.
В-пятых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-шестых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!
При отсутствии специального стола с подсветкой можно использовать подносы с высоким бортиком. Если поднос темный, то можно использовать манную крупу, если поднос светлый, то песок.
Надеюсь, мой мастер-класс будет для вас для вас полезным. Желаю удачи в новых начинаниях!