Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20 — го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором педагогических наук Российской Академии образования. О методике И.П.Иванова современные педагоги говорят — “педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”.
В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации, наполненной трудом. Организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и это есть технология коллективного творческого воспитания.
КТД можно проектировать на новый лад. В данное время практика показывает, что выпускники школы не могут найти работу после окончания ВУЗа или после среднего образования, это проблема затрагивает почти всех родителей и выпускников. И наша общая задача должна быть: воспитывать не только старательных учеников-хорошистов и отличников, а воспитывать человека, который самостоятельно решал свои проблемы, нашел выход из любой трудной ситуации. И с такой целью у меня был проект КТД, продуманный на несколько лет.
У меня был проект на 2 года «Содействие занятости подростков через организацию летнего классного лагеря».
Мы купили поросенка и кур-несушек и сажали картошку. Из этой продажи мы всего получили 17 000 рублей и на следующий год почти также. Спонсорами стали директор школы и сами родители инвестировали наш проект. Заключили договор с ИП Ефимовой А.Т. частным магазином вложить эту сумму под проценты на 3 года (до 11 го класса).
Что дало этот детский труд:
Для семьи:
-финансовый вклад своим трудом;
Для школы:
-организация полезного, активного отдыха;
-организация занятости учащихся во время летних каникул;
Для целевой группы:
-вырабатывались такие человеческие качества, как воля, усидчивость, ответственность, целеустремленность;
-каждый ребенок приобщался к труду;
-повысилась мотивация для самореализации;
И в конце 11 го класса у нас накопилось сумма, которая нам всем хватило на турпоездку «Ленские столбы».
У меня три выпуска, но третий выпуск еще учится. Во всех классах были КТД: фольклорный ансамбль, вокальный ансамбль и бизнес проект в выпуске 2013г. С целью создать дружный коллектив, создание ситуации успеха для каждого ученика в коллективе. Воспитывать духовно богатого, морально устойчивого, конкурентно способного человека.
И если сравнить два выпуска, то оба выпуска почти все работают в бюджетной сфере, есть два – три предпринимателя. По учебе первый выпуск был сильным по точным наукам и поступили в ВУЗы, а второй выпуск был слабым, но они своим старанием, трудолюбием все поступили ВУЗы и одна ученица в ССУЗ, закончили образования и тоже нашли свое место в жизни.
И в заключении, хочу сказать, что воспитательная система в классе стало бы эффективнее, результативнее, когда каждый класс имел общую творческую работу или бизнес-проект. Каждый проект или ктд –это большой труд, это реализация и успешность, это общение и взаимопомощь, это единое воспитательное пространство «семья-класс-школа» (диаграмма)