Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Эту среду можно определять через ряд параметров. И теперь всё зависит от условий социальной среды, в которую попадает ребёнок, и тогда он станет или развитой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного. Вся жизнедеятельность ребёнка начинается в семье, главное назначение которой воспитание и развитие ребёнка.
Актуальность:
У каждого поселения своя среда. И отношения внутри социума складываются сообразно этой среде. Наш интернациональный поселок имеет свою достойную биографию, в которой отраженный дела и свершения нескольких поколений строителей. Нашим детям есть с кого брать пример. Но в то же время кроме производственных предприятий в поселке Мохсоголлох располагаются такие специализированные учреждения, как ИТК № 3, №6. Соответственно на воспитание подрастающего поколения оказывается негативное влияние. Поэтому со стороны школы и родителей должны быть созданы свои условия для гармоничного воспитания детей. Результат воспитания может быть успешным лишь тогда, когда учителя и родительская общественность станут союзниками. Такое сотрудничество позволит лучше узнать ребенка, и, следовательно, поможет взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии его особенностей, способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В связи с этим наша школа ставит перед собой цели взаимодействия школы и семьи:
— Повысить воспитательные функции семьи.
— Вовлекать родителей в процесс организации воспитывающей деятельности.
Оказать семье психолого — педагогическую поддержку. Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей нашего поселка и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение производственного окружения и его возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе школы с семьей. К ним относятся проблемы:
- Снижение интереса к учебе у детей, ухудшение здоровья у детей.
- Неорганизованный досуг детей и взрослых.
- Взаимоотношения родителей и детей, Снижение интереса к труду.
- Работа родителей за пределами поселка и, как следствие, неспособность контролировать детей.
- Склонность к правонарушениям, алкоголизм, курение.
Исходя из этого поставлены следующие цели работы с родителями:
- Укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школу для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей).
- Создание ситуации успешности для ребенка в школе при непосредственном внимании родителя.
- Профилактика правонарушений среди детей и подростков.
В рамках этого направления мы проводим родительские конференции под девизом:
“Не осуждай, а огорчайся! Не огорчайся, а объясняй!
Не объясняй, а покажи! Не покажи, а сделай вместе!”
Цели конференций:
- Просветительская работа среди родителей по воспитанию школьников;
- Осознание необходимости постоянной работы родителей над собой в процессе воспитания и развития личности ребенка;
- Укрепление связей “родитель—ребенок—школа”.
Задачи родительской конференции:
- Создание условий для личностно-ориентированного общения с родителями.
- Ознакомление с педагогическим опытом воспитания, обучения и развития ребенка в семье.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство образовательного учреждения.
- Установление доверительных, партнерских отношений между педагогами и родителями.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьёй школа – взаимодействие начинается ещё до момента поступления ребёнка в школу и не заканчивается вручением аттестата. Работа школы с родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа оказывает реальную помощь родителям в воспитании и развитии ребёнка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребёнка, при этом, является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы. И главная задача школы — найти такое взаимодействие с родителями ребёнка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами. Взаимодействие семьи и школы находится на тонкой грани уважения и доверия, когда педагог и родитель не только уважают друг друга, но и доверяют друг другу в воспитании и развитии ребёнка. И, конечно, не забывают о том, что они делают вместе единое дело – участвуют в развитии и становлении одного ребёнка, которому предстоит вскоре стать самостоятельной личность.
Не смотря на ряд трудностей, каждый педагог профессионал упорно ищет пути взаимодействия с семьей, так как понимает, что все его труды будут абсолютно напрасны без поддержки семьи, ребенка должно окружать образовательное пространство с едиными подходами.