Ввиду динамично развивающейся социальной жизнедеятельности общества, в современном мире людям практически никогда не хватает времени на осуществление всех задуманных планов и даже порой осуществление каких-либо обязательных действий приходится откладывать. Все чаще технологии вмешиваются в жизнь современного общества, замещая собой выполнение определенного ряда процедур, тем самым экономя время индивидов и представляя для них большее удобство. Примером могут служить замещение походов в соответствующие органы для внесения обязательных платежей по квартплате, платежей за оказание услуг холодного и горячего водоснабжения и прочие услуги – платежами электронными, которые можно осуществить из любой точки в считанные секунды, дистанционные выплаты по кредитам с использованием соответствующих приложений или попросту Интернета. Все это способствует более комфортному существованию человека в современном обществе, экономя его время и облегчая во многом его жизнь. В связи с этим, для банковской деятельности так же существует потребность развития такого сектора продаж банковских продуктов, как дистанционные продажи.
В настоящем обществе, время является наиболее ценным ресурсом, и каждый индивид старается распределить его как можно целесообразней, избегая лишнего стояния в очередях, которое может закончиться для них пустой тратой этого самого ценного ресурса.
Соответственно, для того, чтобы приток клиентов для банка не останавливался, а развивался в ногу со временем, банки стали уделять достаточно обширное внимание развитию дистанционных каналов продаж банковских продуктов. Рассмотрим более подробно, что представляет собой само понятие дистанционных продаж, и какие именно банковские продукты могут относиться к данному сегменту банковского рынка продаж и как это применимо в отношении конкретных продуктов [1, c.460].
Дистанционные продажи банковских продуктов подразумевают приобретение конкретных продуктов, предлагаемых банком, оказание банковских услуг, в том числе произведение соответствующих оплат, денежных переводов, внесение средств на депозитные счета, или же подачу заявки на приобретение каких-либо банковских продуктов с последующим решением без непосредственного визита в банк.
Условно, рынок дистанционных продаж банковских продуктов не ограничивается только непосредственным приобретением продуктов, его можно разделить на три группы, в которые входят:
— само приобретение продукта, предлагаемого банком, с помощью предложения, выдвинутого сотрудником банка или самостоятельно;
— пользование системой дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
— дистанционная подача заявки и принятие соответствующего решения на приобретение того или иного продукта.
Рассмотрим банковские продукты, которые клиент банка можно приобрести удаленно, с помощью предложения банковского работника или самостоятельно.
Многие банки ориентированы на самостоятельный поиск потенциальных клиентов, что приводит к постоянному обновлению базы данных клиентов и телефонной связи с ними на момент предложения актуальных банковских продуктов и услуг. К продуктам, предлагаемым банковскими сотрудниками наиболее часто можно отнести кредитные карты и потребительские кредиты. Если рассматривать информирование клиентов с целью привлечения их внимания к потребительским кредитам, без визита в банк не обойтись, сотрудник лишь информирует потенциального клиента и при его заинтересованности предлагает назначить встречу для оформления заявки. Если же речь идет о приобретении кредитных карт, то данный вид банковского продукта подходит к сегменту дистанционных услуг, так как при заинтересованности со стороны клиента, банковский сотрудник оформляет заявку моментально, а клиенту остается лишь забрать конечный продукт в удобном для него отделении банка.
Самостоятельное обслуживание клиента в банке с помощью системы дистанционного банковского обслуживания является наиболее развитым сегментов банковского рынка, ввиду своей функциональности, многозадачности и максимального удобства для пользователей, ввиду чего развитию именно данного интерфейса банки отдают наибольшее предпочтение.
Переход на работу в системе ДБО, для многих банков существенно снижает издержки на содержание многочисленных отделений банков, и в перспективе, полный переход на подобный вид обслуживания, за исключением наличия одного отделения банка на город, дало бы банкам возможность предлагать населению гораздо более выгодные услуги, нежели в настоящее время.
С помощью системы ДБО, клиенты могут самостоятельно осуществлять огромный перечень услуг, для которых раньше необходимостью было непосредственное появление в отделении банка, куда входят:
— осуществление любых видов платежей и переводов денежных средств;
— заявки на приобретение карт — как дебетовых, так и кредитных;
— приобретение иностранной валюты;
— информация по ежемесячному анализу бюджета;
— выписки по счету;
— вклады с различными условиями и тарификацией;
— приобретение различных социальных продуктов;
— инвестирование и многое другое [2, c.133].
Так же следует отметить, что взаимосвязь развития дистанционных продаж банковских продуктов для юридических лиц имеет особое значение для экономики страны, ввиду упрощения системы предоставления документов в электронной форме, что способствует более быстрому и эффективному получению ответов, и соответственно самих продуктов для юридических лиц, и соответственно, развитию бизнеса в стране.
Предоставление любого ряда банковских продуктов для юридических лиц, подразумевает сбор большого количества документов со стороны потенциального клиента для предоставления в банк, и проверки целесообразности и рисков банка на предмет оказания услуг. Дистанционные каналы связи помогают облегчить данный процесс тем, что с помощью удаленного обслуживания потенциального клиента банки сразу могут указать на существующие прорехи в предоставленной документации, затребовать дополнения и прочее. Естественно, не для всех потенциальных клиентов в виде юридических лиц, банки могут предоставить возможность дистанционного получения любого вида продуктов. Но на этапе сбора и предоставления информации, дистанционное общение может существенно сократить процесс сбора и последующего предоставления необходимых документов непосредственно в отделение банка [3, c.88].
Так же, существуют продукты, которые банки могут предоставить юридическим лицам именно с помощью дистанционных каналов сбыта, например, банковские гарантии.
Банковские гарантии выступают гарантом для юридических лиц при участии в государственных закупках. Многие банки предоставляют возможность удаленного обслуживания в процессе подачи заявки, её обработки и последующего приобретения такого вида продукта для юридических лиц.
Дистанционная подача заявки и принятие соответствующего решения на приобретение того или иного продукта доступна и для физических лиц. К таким банковским продуктам чаще всего принято относить оформление потребительских кредитов, ипотечное кредитование, кредиты на приобретение автомобиля и прочее.
Удобство данного вида дистанционных услуг заключается в том, что потенциальный клиент может самостоятельно изучить выбранную им услугу, условия ее предоставления, перечень необходимых документов для оформления соответствующего вида услуги. Во многих случаях заявитель может также дистанционно заполнить форму на приобретение конкретной услуги и заранее получить ответ банка, после проверки предоставленных заявителем документов.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в условиях динамично развивающего инновационно — технологического потенциала общества, усиление развития дистанционных каналов продаж банковских продуктов неизбежно. Для финансовых организаций, стремящихся к достижению максимальной функциональности собственного бизнеса, развитие данного сегмента продаж является первостепенным. Стремление усовершенствовать дистанционное обслуживание и дистанционные каналы продаж банками вполне объяснимо, так как этого требуют потребности современного человека.
Как упоминалось выше, совершенствование технологии дистанционных продаж банковских продуктов, удаленное обслуживание клиентов, самостоятельное, с помощью систем ДБО или же с помощью оператора, не только поспособствует удобству клиентов в плане экономии времени, плюсов в этом значительно больше, чем на первый взгляд. В перспективе, развитие дистанционного обслуживания в целом может позволить банкам сократить издержки в связи с отсутствием необходимости поддержания работы многочисленных подразделений, тем самым обеспечив населению предоставление более выгодных условий для приобретения банковских продуктов, влияя на уровень жизни населения и возможности развития страны в целом.
Использованные источники:
- Семёнов В.Ю. Развитие дистанционных каналов продаж банковских продуктов // Студенческие научные общества – Экономике регионов. Сборник материалов Международной молодежной научной конференции. – 2018. с. 457-461.
- Савчук А.В. Развитие дистанционных каналов продаж банковских продуктов в Республике Беларусь // SCI-ARTICLE. – 2019. – №70. с. 131-135.
- Степанов А.И. Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – с. 87-90.