ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ МАРШРУТОВ ВЫХОДНОГО ДНЯ

21 мая 12:42

 

Сегодня туризм представляет собой одну из наиболее интересных современных форм активного отдыха, досуга, дополнительного образования, лечения. По видам туризм бывает спортивный, деловой, паломнический, рекреационный, экологический и др. Путешествия бывают долгосрочные и краткосрочные, стационарные и подвижные, постоянные и сезонные, социальные и коммерческие, пешеходные, водные, автомобильные, велосипедные и т.д. Классификация типов, форм, видов и категорий туризма остаточно разнообразны [1]. В последнее время получили особую популярность туры выходного дня. Туры выходного дня являются такой категорией туризма, которые рассчитаны на кратковременный отрезок времени. Такой короткий отдых актуален в условиях постоянной занятости жителя мегаполиса, что является отличная возможность поменять обстановку, получить свежие впечатления, узнать много нового. Наиболее привлекательно в этих мини-путешествиях – широта возможностей за счет разнообразия программ: от корпоративных туров до семейных и индивидуальных путешествий. Очевидно, что для обеспечения комфортности такого вида отдыха могут понадобиться удобный транспорт, питание, торговля, возможности кратковременного рекреационного отдыха, а иногда и проживания.

Таким образом, речь идет об организации особого вида туристской инфраструктуры, элементы которой направлены на реализацию возникающих потребностей в условиях кратковременных видов туризма. Для выявления современного состояния организации туров выходного дня и оснащенности туристических маршрутов необходимо изучить и систематизировать имеющийся мировой опыт.

Для изучения зарубежного опыта в развития туристической инфраструктуры  рассмотрена на Скандинавском полуострове страна Норвегия.

Если речь заходит о Норвегии то, появляться воспоминания в сознании о природе, горах, густых лесах, долгих летних днях и еще более долгих холодных зимних ночах. Действительно, Норвежские средневековые церкви и тысячелетние города являются воплощением истории страны, с её земледельческими и промышленными традициями [2].

Сегодня ряд получивших признание построек и градостроительных проектов, позволил Норвегии громко заявить о себе на мировой арене. Осло – самая динамично развивающаяся столица Европы. Масштабные градостроительные проекты быстро превратили Осло в современный мегаполис [2].

 

 

 

 

Рис. 1. Карта национальных туристических дорог Норвегии

Норвежские архитекторы стремятся создавать теплые открытые пространства, максимально используя естественное освещение. Это одновременно важно и непросто в стране, где зимой солнце садится за горизонт уже в полдень, а где-то не появляется вовсе. Строения не трактуются изолированно, а воспринимаются, с определенной долей символичности, в единстве с окружающей природой и другими зданиями.

Главный интерес представляет проект «Национальные туристические дороги» – это особо значимые и живописные дороги в Норвегии (рис. 1). Своим проектом в последние годы Норвежские архитекторы и дизайнеры громко заявили о себе на мировой арене. Разработанный проект представляет переплетение природы, ландшафта, архитектуры, дорог и туристической инфраструктуры.

Живописные магистрали есть и в других частях света, но только Норвежские архитекторы смогли преподнести дорогу не просто как обыкновенным полотном, а сделать из этого туристический объект.

Эти 18 шоссе проходят по Западной, Центральной и Северной Норвегии, вдоль побережья и через горы. Их общая протяженность составляет 1 850 километров [3].

В рамках проекта вдоль дорог отдельные участки были расчищены от растительности с целью создания инфраструктуры – зон отдыха, парковок и смотровых площадок [3].

Из 18 маршрутов выбрано 3 для рассмотрения туристической инфраструктуры. Данные туристические маршруты, относятся к природным, а именно к экотуризму. Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) — форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий [4]. Возрастная группа туристов для таких маршрутов не имеет ограничений, от детей и молодежи до третьего возраста.

Маршруты так же являются линейными, начало и окончание, которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Маршрут «Хардангер»

                    Рассмотрим первый маршрут, Хардангер / Hardanger (общая протяженность 158 километров), состоит из четырех участков: Granvin — Стейндальсфоссен (дорога 7), Норхаймзунд — Tørvikbygd (дорога 49), Jondal — Utne и Kinsarvik (дорога 550) Låtefoss (дорога 13) (рис. 2). До места назначения можно добраться двумя видами транспорта: водным (паром) и наземным (автомобиль или автобус). С туристической дороги Хардангер открываются великолепные виды фьордов, гор и старинных ферм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   


Рис. 3. Генплан территории водопада «Steinsdalsfossen

 
 


а)                                                             б)

   в)

Рис. 4. Информационный центр: а) общий вид; б) разрез; в) план 1-го этажа

Данный маршрут, имеет шесть достопримечательностей: красивый вид на фьорд (туристическая площадка Hereiane), небольшую деревню (зона отдыха Hesthamar), водопад Låtefoss, водопад Skjervsfossen, водопад Steinsdalsfossen, красивый вид на ледник  (зона отдыха Steinstøberget) (рис. 2). Рассмотрим, только водопад Steinsdalsfossen.

«Стейндальсфоссен» – водопад, за каскад которого можно проходить без промокания. Проект для данного природного объекта разработан архитекторами JVA в 2014 году. Туристическая инфраструктура разделена рекой, условно на две части: первая часть располагается вдоль автомобильной трассы, вторая за водопадом. Туристическая инфраструктура состоит из зоны парковки с информационным центром, уборной, лавочек с навесами и урнами, информационных стендов, системы освещения, моста через реку, пешеходной дорожки к водопаду и смотровой площадки (рис. 3). Проект направлен на интегрирование архитектуры и природы. Информационный объект одновременно направляет взгляды на водопад с помощью архитектурной формы объекта и его расположения, повторяя движение дороги и подчеркивая статический вид водопада, при этом создает барьер на пути к нему, тем самым разграничивать входную зону от парковки (рис. 4). Бетонная стена-лента, является основой заложенной в идею проекта, она следует возле дороги, с одной стороны и в то же время переходит в сам объем здания, с другой стороны. В проекте заложены три точки фокусирования взгляда на водопад: первая точка арка входной зоны, вторая точка внутри информационного центра и третья смотровая площадка за ним. Таким образом проект нацелен на обеспечение не только практического отдыха от дороги, но и на познание красоты природы, где архитектура дает новые возможности восприятия ландшафта.  Функциональная составляющая проекта, полностью удовлетворяет информационную, физиологическую, эстетическую потребность человека для данной точки остановки на маршруте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Маршрут «Хавёйсунд»

 

Маршрут  Хавёйсунд / Havøysund (общей протяженностью  67 километров) — это маленькая рыбацкая деревня «Havøysund», расположенная на 71 ° северной широты. Является самой северной точкой, национальных туристических маршрутов и находится на берегу океана. 

Данный маршрут, имеет четыре достопримечательности: рыбацкая деревня «Havøysund», река (зона отдыха и пешеходный мост «Lillefjord»), песчаный пляж Sandbukta (зона отдыха «Selvika»), красивый вид на море (зона отдыха «Snefjord») (рис. 5). До места назначения можно добраться, только наземным транспортом (автомобиль или автобус) и далее взять в прокат лодку. Рассмотрим, зону отдыха «Selvika».

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                   

а)

 
 


б)

                            в)                                                                  г)

 

 

Рис. 6. Зоны отдыха «Selvika»: а) генплан; б) разрез; в) план 1-го этажа;

г) общий вид

На внутренней части залива, расположен песчаный пляж «Sandbukta» с зоной отдыха. Проект разработан архитектурной фирмой RRA в 2012 году (рис. 6). Зона отдыха напоминает пластичную скульптуру с изгибающимися тропами.


Первоначальный задачей проекта было выделить путь от дороги к морю. Для этого, движение, нужно было замедлить и пере фокусировать в режим размеренный, который создаст наилучшие условия для восприятия окружающей среды. Разработка проекта была на уровне создания доступной среды. Вместо банального решения с лестницами и пандусами, архитекторами было принято решение об идеи создания рампы с общей лестничной площадкой. Монолитная структура в бетоне разработана с четкой геометрической стратегией, основанной на изучении бионики. Туристическая инфраструктура состоит из парковки, велосипедной стоянки, общественного туалета, скамеек, открытой кухни и площадки для барбекю. Функциональная составляющая проекта полностью удовлетворяет физиологическую, эстетическую потребность человека для данной точки остановки на маршруте. Таким образом проект нацелен на то, чтобы обеспечить не только практический отдых от дороги, но и создать гармонию между объектом человеческого творения в объятиях ландшафта, который вне времени, как и сам ландшафт.

 

Рис. 7. Маршрут «Aurlandsfjellet»

 

  Третий маршрут Аурландсфьелле / Aurlandsfjellet (общей протяженностью 47 километров) (рис. 7). По этой дороге, нужно следовать с востока на запад. Кульминацией путешествия будет, смотровая площадка Стегастейн (Stegastein), самый впечатляющий из всех обзорных пунктов. Данный маршрут, имеет три достопримечательности: красивый вид с вершины Аурландсфьелле (зона отдыха «Flotane»), живописный вид (смотровая площадка «Stegastein») и пешеходная тропа «Vedahaugane». До места назначения можно добраться, только наземным транспортом (автомобиль или автобус). Рассмотрим, смотровую площадку «Stegastein».

 

 

 

 

Рис.8. Генплан территории «Аурландс-фьорда»

 

 

 

Рис. 9. Общий вид смотровой площадки «Stegastein»

stringio (1)

 

 

 

а)                                                         б)

Рис. 10. Общественный туалет и торговая точка: а) общий вид; б) план 1-го этажа

Аурландс-фьорд это одно из самых красивых мест в Норвегии. Аурландс-фьорд является одним из рукавов знаменитого крупного фьорда «Согне-фьорд». Его протяженность составляет 29 километров, а глубина доходит до 20 метров [5]. Проект смотровой площадки «Stegastein», разработан архитектурными фирмами Saunders и Wilhelmsen в 2005 году (рис. 8).

Для усиления впечатлений от Эурланн-фьорда, архитекторы выдвинули смотровую площадку для подъема посетителей над ландшафтом. Платформа легкая и динамичная, имеет ширину 4 метра и длину от скалы 30 метров, выполнена из склеенного дерева и стали, с прочным калённым стеклом. На территории, размещено здание обслуживания, запроектированное на краю скалы, что позволяет посетителям наслаждаться великолепным видом из него. Объект выполнен из черного бетона и дерева (рис. 9, рис. 10). Туристическая инфраструктура состоит из парковки, общественного туалета и киоска. Функциональная составляющая проекта полностью удовлетворяет физиологическую, эстетическую потребность человека для данной точки остановки на маршруте. Таким образом, проект нацелен на то, чтобы архитектура была помощником для расширения новых взглядов на достопримечательность и получения новых ощущений.

Главными объектами для проектирования природных маршрутов, для архитектора являются достопримечательность с целью ее сохранения и турист с потребностью физического и духовного плана. Архитектор является связующим звеном, который обеспечит маршрут выходного дня: обоснованностью, привлекательность, целостностью, безопасностью, информативностью, простотой в эксплуатации и гибкостью. 

К каждому туристическому маршруту, архитекторы подошли индивидуально, не разрабатывая однотипной и модульной архитектуры, спроектировав объекты уникальными и интересными. Они напоминают творение скульптора, но при этом полностью выполняют свое функциональное назначение. Во всех точках маршрута своя функциональная насыщенность, но закономерностью является, минимальный, стандартный набор.

Данный обзор туристических маршрутов позволил рассмотреть, решения важных задач для архитекторов по созданию методов разработки системы маршрутных связей и сценарных планов. Рекреационные комплексы, это не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями её природного ландшафта. При этом именно качества ландшафта определяют рекреационные возможности (потенциал) территории и являются побуждающей причиной намерения возведения любого рекреационного устройства. Поскольку свойства природных и культурных комплексов выступают важными системообразующими факторами, не меньшее внимание при создании и функционировании технических подсистем уделено для сохранения окружающей среды.

Сделать туризм более комфортным и запоминающимся, не только экскурсией, но и архитектурой при этом не разрушив природу, а сохранить ее становится целью для архитектора. Разрабатывая, такие туристические маршруты это дает возможность сделать доступным и комфортным пребывание в природе, тем самым развивая туристическую сферу.

Архитекторы тактично проектируют, уделяя огромное внимание для сохранности первозданной, нетронутой природы, деликатно вписывая свои объекты в нее. Тем самым, не разрушив природную целостность, а только дополнив эстетикой и комфортом.  Архитектурные объекты имеют мелкий масштаб, что позволяет не использовать огромные площади земли, лишь минимально используя её. Все объекты спокойные, но при этом яркие и запоминающие своей формой или силуэтом, дающие эмоции и впечатления при этом в синтезе с природой удваивая ощущения гармонии между ними. С градостроительной точки зрения архитекторы располагают свои объекты, таким образом, чтоб они акцентировали наиболее выгодные ракурсы и точки в природе, тем самым предоставляя возможность людям с комфортом наслаждаться красотой ландшафта. Каждый объект продуман до мелочей, он создан с учетом природных условий или с точки зрения истории или духа места, тем самым придавая больше значимости этому месту. В функциональной насыщенности маршрута играет большую роль комфорт и сохранение природы. Функциональная структура включает в себя необходимый набор, туристической инфраструктуры: парковочные места для автомобилей, наличие уборных, мест для тихого и активного отдыха, инфраструктура информационного характера (павильоны и стенды) и обеденные группы. Таким образом, не перегружая, не загромождая разного рода постройками территорию и природу, которые не будут в будущем эксплуатироваться.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.       Беляков О. И., Мещерякова И. В. — Семейный туризм как форма досуговой деятельности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. с. 690-693

2.       Введение в Норвежскую архитектуру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.visitnorway.ru/thingstodo/artculture/architecture/anintroduction/

3.        Живописные дороги Норвегии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.visitnorway.ru/plan-your-trip/travel-tips/nationaltourist-routes/

4. Экологический туризм [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Описание места Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rutraveller.ru/place/53730?tab=dc