СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА В.В. ОРЕХОВА

7 декабря 8:45

Расцвет творчества архитектора Виталия Владимировича Орехова пришелся на тот период, когда пресекались излишества в архитектуре. Авторам архитектурных проектов предстояло самыми малыми средствами улучшать и обогащать свои работы, что с блеском удавалось Виталию Владимировичу. Настоящая работа актуальна благодаря постепенному осознанию значения архитектуры II половины XX века в профессиональном сообществе.

Виталий Владимирович Орехов – выдающийся архитектор, внесший огромный вклад в формирование архитектурного облика Красноярска. Архитектурный ансамбль, созданный на острове Отдыха, является визитной карточной Красноярска. Центральный стадион – одно из самых известных сооружений Красноярска – широко известен в России и за рубежом и признан выдающимся архитектурным произведением своего времени, а с 1986 года – объектом культурного наследия.

Общественная деятельность В.В. Орехова была многопланова. В.В. Орехов возглавлял красноярскую организацию Союза архитекторов России с 1997 г. Это, прежде всего, пропаганда гуманистической направленности архитектуры, лучших её образцов, критический взгляд на современные ему социальные процессы, активная работа в творческих союзах и объединениях. Можно утверждать, что В.В. Орехов был активной открытой публичной личностью. Его можно охарактеризовать как человека решительного, целеустремленного, который легко мог убедить собеседника в чем-либо и доказать свою позицию. Такие качества являются ценными в профессиональной среде, что подтверждается в интервью с В.В. Ореховым в журнале «Проект Байкал» [7, с. 6-8].

При анализе социальной значимости деятельности архитектора был изучен в хронологической последовательности ряд российских и зарубежных изданий и публикаций, результаты анализа приведены в данной статье.  

Уровни публикаций весьма разнообразны: это газеты местного, российского и зарубежного уровня, учебная, профессиональная и научная литература. Кроме того, объекты В. В. Орехова были опубликованы на почтовых открытках, конвертах и марках. Это, безусловно, дает представление, какой социальной значимости достиг архитектор. Объекты творчества архитектора, имея такое широкое распространение, способствовали увеличению известности нашего города.

Как появились эти объекты? И здесь, возможно, требуются некоторые уточнения. Бурный рост промышленного производства, строительства в Красноярском крае в 1970-е годы обозначил диспропорцию между уровнем промышленного потенциала территории и степенью ее социокультурного развития. Некоторые деятели культуры Красноярска (литератор Владлен Белкин, композитор Валерий Бешевли, народный художник РСФСР Юрий Ишханов и др) в 1981г. выступили с почином по содействию деятелей культуры Красноярского края развитию социально-культурного комплекса в крае под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Официально почин был закреплен в постановлении Крайкома КПСС и Министерства культуры РСФСР. Руководство края брало на себя обязательство ликвидировать существующие недостатки в культурном обслуживании населения края [2].

Первая роль в строительстве культурных и спортивных объектов принадлежала первому секретарю краевого комитета партии Павлу Стефановичу Федирко, которому удалось добиться государственного финансирования строительства объектов культуры и спорта. Под этим лозунгом в Красноярске появились Театр оперы и балета, Большой концертный зал, Академия музыки и театра, художественный институт, хореографическое училище.  На тот момент Красноярск нуждался в строительстве крупных зрелищных спортивных сооружений для проведения массовых спортивных мероприятий, которые так нужны активно развивающемуся городу. Ведь не только театры и музеи, но и развитая сеть спортивных учреждений повышает статус города.

В. В. Орехов получил большой общественный резонанс в связи со строительством спортивного стадиона в Красноярске. Необходимостью в строительстве стал и тот факт, что практически единственный существующий стадион «Локомотив» перестал удовлетворять запросы горожан. Трибуны старого стадиона «Локомотив» были открыты в 1930-х годах [9] и они физически не смогли вместить всех любителей футбола. Нужен был новый, современный, более вместительный стадион [5].

Путь от проектирования до  строительства стадиона отмечен в книге Архитектура СССР, 1987 г. как необходимый и успешный. И наш Красноярский стадион отмечается как один из лучших примеров гармонической связи архитектурных сооружений с окружающим ландшафтом [3, с.263].

По словам В.В. Орехова из интервью на телевидении «7 канал Красноярск» [6], город на период 1960-х годов «имел примитивную архитектуру» и не вызывал ощущения центрального города Сибири. Но архитектор отметил природу Красноярска как нечто особенное, что отличало город среди многих городов России. Также он говорил, что было важно именно подчеркнуть природу Красноярска через уникальную архитектуру. До 1980 г. строительство стадиона в Красноярске не предусматривалось как уникальное и индивидуальное. Было распоряжение из Москвы, в котором было сказано, что нужно повторить уже существующий стадион «Локомотив» в Москве.

 Отстаивая необходимость строительства стадиона по индивидуальному проекту В.В. Орехов опирался на решение Крайкома партии и Министерство культуры РСФСР [2]. Архитектор приводил массу аргументов о том, что архитектура не приемлет шаблонность и Красноярску необходима своя неповторимая архитектура. Эти слова подтверждаются статьей во всероссийской газете «Комсомольская правда»: «Строить стадион по московскому образцу – значит забыть об индивидуальности города, о неповторимом его ландшафте» [10].

Решимость отстаивать свою позицию и не отступать от нее даже под натиском внешних условий является одним из ярких подтверждений его профессиональной убежденности. Новые подходы, нестандартное мышление, готовность к экспериментам и принятие на себя ответственности за свои решения – то, что выделяет его в ряду коллег.

В действительности времени на проектирование и реализацию было немного: «нужно было как можно скорее осваивать деньги государства» [6]. Проект делался в рекордные сроки, и готовый чертеж в тот же день попадал на стройку. Можно сказать, что проектирование и строительство шло параллельно. Это упоминается в статье в газете «Спорт в СССР»[4]. Как отмечает специальный корреспондент Г. Степандин [4], стадион можно назвать народным, потому как в строительстве принимало много энтузиастов. Об этом свидетельствует Леонид Георгиевич Сизов – инженер-строитель, секретарь горкома КПСС: «Рабочие, студенты, служащие, сотрудники научных и проектных организаций, спортсмены – в общем, каждый житель города внес свою посильную лепту в строительство поистине народного стадиона. Все земельные работы были сделаны на общественных началах» [4]. Это говорит о том, что строительство стадиона вызвала огромный общественный резонанс и имя В.В. Орехова знал практический каждый житель города.

Открытие стадиона состоялось в 1968 г. В это время журналисты много писали про сам объект, про его образ, а также об авторе. «Это было по-настоящему счастливое время», – признается Виталий Владимирович.

Про творчество В.В. Орехова заговорили во многих авторитетных, профессиональных и учебных изданиях России. Например, в книге Архитектура СССР авторы отмечают, что среди спортивных сооружений конца 60-х гг. одним из наиболее оригинальных по общему объёмно-пространственному замыслу является стадион в Красноярске [3,с. 634-636.]. Авторы книги также говорят про высокую выразительность данной постройки и подчеркивают, что данная форма стадиона функционально оправдана, а расширение чаши стадиона в поперечном направлении увеличило количество мест на трибунах и секторах с наилучшей видимостью спортивного поля.

В других профессиональных источниках отмечаются другие важные функциональные составляющие сооружения. Например, в стадионе решен вопрос ветрозащиты спортивной арены. Целесообразно решена система путей движения зрителей при загрузке и эвакуации. Применение прогрессивной пандусной системы обеспечило простую и удобную схему путей. Одновременно с прогрессивными решениями коренных вопросов проекта достигнута простота и технологическая целесообразность объемно-планировочного решения сооружения в целом [8].

В. В. Орехов стал широко известен за рубежом. Одной из первых публикаций была в газете Morning Star (Утренняя звезда) 1968 г [13]. Это единственная газета в СССР, которая широко распространялась в сети киосков «Союзпечати» [14]. Также были публикации об архитекторе в Париже, где издавался журнал, известный всем зодчим  мира, – «Современная архитектура»[10]. Попасть на его страницы была большая честь, это означало признание на мировом уровне в строительстве. И вот в номере этого журнала, посвященном советской архитектуре,четыре полосы было отведено красноярскому стадиону. Другой журнал – «Архитектура Франции»[11], давая иллюстрированный обзор лучших спортивных сооружений мира, также поместил фотографию изогнутой железобетонной чаши, построенной на енисейском острове.

Стадион на острове Отдыха, безусловно, вызвал наибольший резонанс в обществе и является наиболее известным детищем мастера. Для самого автора стадион на о. Отдыха в Красноярске является главным объектом в его жизни.

Строился он в течении 2,5 лет и на момент открытия вмещал 25 тысяч человек. Автору проекта было всего 31 год [7]. В профессии архитектора построить столь значительный объект в таком молодом возрасте – это невероятное везение, отмечает В.В. Орехов в интервью [7].

На первый взгляд может показаться, что архитектор Орехов – «автор одного проекта», однако имеются и другие проекты, и постройки, которые не получили такой широкой известности. В. В. Орехов является также автором нескольких стадионов, здания городского цирка, важных для города общественных и жилых зданий, а также создал и реализовал множество проектов общественных интерьеров.

В.В. Орехов отличался высокой критикой к архитектурным постройкам начала 2000 годов, что говорит о его неравнодушии в формировании архитектурного облика Красноярска. Об этом свидетельствует статья в газете «Аргументы и факты на Енисее» [1]. Об этом же свидетельствуют многочисленные видео интервью, которые  можно посмотреть в материале телеканала ТВК эфир от 10 февраля 2020 г. Архитектор неоднократно поднимал проблемы в городе, касающиеся точечной застройки Красноярска.

Виталий Владимирович Орехов – Народный архитектор РФ (2003), действительный член (академик) Российской академии архитектуры и строительных наук (1999), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1988), профессор Международной академии архитектуры. член Комитета по Государственным премиям России в области литературы, искусства и архитектуры, кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание» скончался 16 ноября 2014 года. Сегодня стоит вопрос об увековечивании его имени. Это главная забота вдовы Эммы Иосифовны.  Доцент кафедры Сибирского Федерального Университета – Медиевский Владимир Валериевич выполнил эскизный проект на организацию сквера в честь архитектора на площади возле спортивного стадиона. Проект был отправлен на рассмотрение в администрацию города Красноярска.  Дальнейшая судьба проекта неизвестна, решение не было принято.

Неравнодушие современников и потомков, интерес к творческой манере, к активной общественной позиции архитектора Виталия Владимировича Орехова свидетельствуют о яркой личности, посвятивший Красноярску свою профессиональную жизнь, свой талант и честный созидательный труд.

 

Список литературы

  1. Аргументы и факты на Енисее, № 11, 2009г
  2. Архивы Красноярского края. «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn—-7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/gosudarstvennyi-arkh/deyatelnost/vystavki/515
  3. Астафьева Е. И., Акимов В. Н., Кадиев Р. И. Архитектура СССР 1917-1987. Е.И Астафьева, В.Н. Акимов, Р.И. Кадиев. Научн. Издание. Стройиздат, Москва, 1987
  4. Енисейская Ладья. «Спорт в СССР», № 12, 1969 г.
  5. Красноярск. Редактор-составитель Л.И. Ярославцева. – Красноярск: Кн. Изд-во, 1988. – 366 с.
  6. Орехов В.В. Интервью «Время через край» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trk7.ru/tvprogramm/vremya-cherez-kray/35528/
  7. Проект Байкал №2 транссиб. Издатель: Татьяна Анненкова. Гл. редактор: Владимир Бух. 2004 г.
  8. Резников Н.М. Комплексные спортивные сооружения. Н.М. Резников М., Стройиздат, 1975. 384 с.
  9. Спортивный комплекс «Локомотив» / История. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://lokomotiv-krsk.ru/doc.php?id=858
  10. Ход Ладьей», Газета «Комсомольская правда», 6.02.1969 г.
  11. Architecture française (Французская архитектура) № Т-2
  12. L’Architecture d’aujourd’hui (Современная архитектура). № 1 Architecture sovietique, 1970
  13. Morning Star (Утренняя звезда) 17 июня 1968 г.
  14. Morning Star / Википедия. [Электронный ресурс].–Режим доступа:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Morning_Star

 

References:

  1. Argumenty i fakty na Enisee, № 11, 2009g
  2. Arhivy Krasnojarskogo kraja. «Prevratim Sibir’ v kraj vysokoj kul’tury!» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://xn—-7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai/gosudarstvennyi-arkh/deyatelnost/vystavki/515
  3. Astaf’eva E. I., Akimov V. N., Kadiev R. I. Arhitektura SSSR 1917-1987. E.I Astaf’eva, V.N. Akimov, R.I. Kadiev. Nauchn. Izdanie. Strojizdat, Moskva, 1987
  4. Enisejskaja Lad’ja. «Sport v SSSR», № 12, 1969 g.
  5. Krasnojarsk. Redaktor-sostavitel’ L.I. Jaroslavceva. – Krasnojarsk: Kn. Izd-vo, 1988. – 366 s.
  6. Orehov V.V. Interv’ju «Vremja cherez kraj» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.trk7.ru/tvprogramm/vremya-cherez-kray/35528/
  7. Proekt Bajkal №2 transsib. Izdatel’: Tat’jana Annenkova. Gl. redaktor: Vladimir Buh. 2004 g.
  8. Reznikov N.M. Kompleksnye sportivnye sooruzhenija. N.M. Reznikov M., Strojizdat, 1975. 384 s.
  9. Sportivnyj kompleks «Lokomotiv» / Istorija. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://lokomotiv-krsk.ru/doc.php?id=858
  10. Hod Lad’ej», Gazeta «Komsomol’skaja pravda», 6.02.1969 g.
  11. Architecture française (Francuzskaja arhitektura) № T-2
  12. L’Architecture d’aujourd’hui (Sovremennaja arhitektura). № 1 Architecture sovietique, 1970
  13. Morning Star (Utrennjaja zvezda) 17 ijunja 1968 g.
  14. Morning Star / Vikipedija. [Jelektronnyj resurs].–Rezhim dostupa:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Morning_Star