ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК

31 декабря 10:21

Проблема социализации личности дошкольников продолжает оставаться одной из самых актуальных в научных и общественных кругах. Это обусловлено тем, что дошкольники, в самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе[1].

Большой вклад в разработку вопроса значимости родительских установок в формировании личности ребенка внесли М.Ю. Бурыкина, Н.И. Федотова,
Л.Б. Орбан- Лембрик,  Л.М. Костина, Ю.Л. Швалб, М.И. Лисина.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Отношения ребенка с миром взрослых рассматриваются как особая интегративная форма становления человека как субъекта общественных отношений, форма практического освоения окружающего мира[2].  Данная форма предполагает наличие ведущих отношений ребенка, отношений, играющих определяющую роль в его развитии. Такими отношениями на протяжении всего периода становления личности являются отношения с миром взрослых. Эти отношения имеют перспективный, прогнозируемый характер, они способствуют формированию новой социальной позиции ребенка, они помогают ему взрослеть и находят свое выражение в ведущем виде деятельности на определенном этапе онтогенеза. Само существование такого рода отношений обусловлено, прежде всего, тем, что «…ребенок не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от жизненного мира взрослых»[3].

Содержание понятия «детско-родительские отношения» включают в себя:

– подструктуру семейных отношений, включающую взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское отношение (материнское и отцовское отношение) и ребенка к родителям;

– взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка которые обозначаются терминами «детско-родительское взаимодействие», «детско-родительские взаимоотношения»[2].

Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие.

Н.И. Федотова отметила, что процесс социализации личности ребёнка напрямую зависит от общения и взаимодействия с родителями. Стили общения, варианты родительского  воспитания, их поведение являются условиями формирования социализированности личности ребёнка. [4]

Родители играют немаловажную роль в успешности социализации детей.  Вопросы родительских установок изучает  Е.А. Савина[5]. По её мнению  родительские установки –  готовность родителей действовать по отношению к своим детям в определенной ситуации, опираясь на эмоционально-ценностное отношение к элементам данной ситуации.

По мнению Л.Б. Орбан-Лембрика, социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации -родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.  Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Первичные институты социализации –  это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации.  Л.Б. Орбан-Лембрик выяснил, что уровень социальной активности детей, воспитывающихся в неблагоприятных условиях (неполной семье, семье с алкогольной зависимостью, конфликтных семьях) гораздо ниже, чем у детей из благополучных семей. Семья не только обеспечивает безопасное развитие ребёнка, но влияет на формирование его личности, развивает личностные характеристики, особенности реакции, самооценку, установки. Семья имеет важное значение в овладении образцами поведения, социальными нормами, в семье формируются  ценностные ориентации индивида и его мировоззрение [6] Негативными родительскими установками могут быть следующие: «Не будешь слушаться —  с тобой никто не будет дружить», «Ты совсем как твой папа», «Ты плохой —  обижаешь маму», «Подумаешь укол — даже малыши не боятся», «Уйди с глаз моих, встань в угол».  Мы выяснили, что родительские установки обладают следующими особенностями:  они соответствуют стилю детско-родительских отношений (чаще всего в семьях смешиваются несколько вариантов взаимодействия родителей и детей.);  они характеризуют отношение к детям в социуме; родительские установки формируют профиль социального развития своих детей. Последствиями негативных родительских установок на личность ребёнка могут быть отклонения в развитии (агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития, неуверенность в себе и своих силах, неспособность проявить самостоятельность, безынициативность). Особенность родителя поступать так, а не иначе, это способ действия, отношений, взаимосвязи со своим ребенком, это особенность личности, от которой зависит успех взаимоотношений, баланс между взрослым и ребенком.

Проведенное нами эмпирическое исследование взаимосвязи социализированности  детей дошкольного возраста  и родительских установок на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 90 г. Йошкар-Олы «Крепыш» показало , что существует взаимосвязь между уровнем социализированности детей дошкольного возраста и родительской установкой «оптимальный эмоциональный контакт». Гипотеза проверялась путем эмпирического исследования с участием 20 детей дошкольной группы детского сада «Крепыш» и  20 родителей (мам) данных детей.

Мы выявили следующие уровни социального благополучия воспитанников: высокий уровень у  40 % группы; средний уровень социализированности  у  35 % группы и низкий уровень был обнаружен у  25 % группы.

Наиболее используемой является родительская установка «оптимальный эмоциональный контакт». Она присуща  75 % мам детей данной группы, установка «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» проявилась у 15% мам детей группы, «излишняя концентрация на ребенке» — у 10%.

Проанализировав две методики, мы выявили, что у детей с высоким и средним уровнем социализированности в семье прослеживается родительская установка «оптимальный эмоциональный контакт». У детей с низким уровнем социализированности в семье прослеживаются такие родительские установки как «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» и «Излишняя концентрация на ребенке».

            Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования нами был применен корреляционный анализ с помощью критерия коэффициента ранговой корреляции Чарльза Эдварда Спирмена. Метод ранговой корреляции Чарльза Спирмена позволил нам определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками: между социализированностью и родительскими установками. Данные ранговой корреляции свидетельствуют о том, что существует статистически значимая связь между уровнем социализированности  и родительской установкой «Оптимальный эмоциональный контакт», связь между уровнем социализированности и родительскими установками «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» и «Излишняя концентрация на ребенке» не являются статистически значимыми.

Родителям чтобы изменить свое отношение к детям, стоит задуматься о негативных родительских установках, стоит помнить, что от них у ребенка складывается самооценка, уверенность в себе, инициатива в общении, успешная социализированность.  Для того,  чтобы  социализация дошкольника проходила успешно, нужно говорить ребенку о своих чувствах к нему, всегда отмечать успехи и достижения, объяснять и показывать личным примером, что нужно помогать старшим, не обижать маленьких и животных, рассказывать ребенку о своей работе, профессии, о своих интересах и увлечениях в детстве,  становится другом для своего ребенка, беседовать с ним, обсуждать интересующие его вопросы, интересоваться его проблемами и переживаниями [7].

Литература

  1. Артеменко, А. Б. Проблемы социализации дошкольников [Электронный ресурс] / А. Б. Артеменко, Т. Ю. Федорова // Материалы Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014006452 (дата обращения 19.02.2020).
  2. Лисина м. И. Проблемы онтогенеза общения, М., 1986. – 45- 98 с.
  3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003. – 12- 30 с.
  4. Федотова Н. И. Роль семьи как социального института в социализации детей [Электронный ресурс] / Н. И. Федотова // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 17.02.2020).
  5. Савина Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 4. – 14- 18 с.
  6. Орбан-Лембрик Л. Б. Социальная психология/ Л. Б. Орбан-Лембрик. — Киев: Академвидав, 2013. – 440- 446 с.
  7. Крайлюк, А. И. Родительские установки: теоретические аспекты / А. Ию Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2015.- № 3. – 89- 92 с.

 

Literature

  1. Artemenko, A. B. Problems of socialization of preschool children [Electronic resource] / A. B. Artemenko, T. Yu. Fedorova / / Materials of the International student scientific conference «Student scientific forum». Known media: xttps:/ / scienceforum. ru/2014/article/2014006452 (accessed 19.02.2020).
  2. Lisina M. I. Problems of ontogeny of society, Moscow, 1986. — Pp. 45-98
  3. Kon I. S. Child and society. Moscow, 2003. — 12-30 P.
  4. Fedotova N. I. the Role of the family as a social institution in the socialization of children [Electronic resource] / N. I. Fedotova / / Young scientist. — 2016. — No. 21. — Pp. 939-941. Known media: xttps: / / molucx. ru/archive/125/34591/ (accessed: 17.02.2020).
  5. Savina E. Disturbing children / E. Savina, N.-2016. — #4. — 14-18 P.
  6. Orban-Lembrick L. B. Social psychology/ L. B. Orban-Lembrick. — Kiev: Academica, 2013. — 446 p.
  7. Krayluk, A. I. Parental attitudes: theoretical aspects / A. and Yu. Krayluk / / Vestnik Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki.- 2015.- No. 3. — 89-92 p.