Сегодня проблемы, связанные с развитием и формированием этнической толерантности стоят наиболее остро. Народы, проживающие в нашей стране, пытаются сохранить свой язык, культуру и стремятся узнать как можно больше историю происхождения и развития своего этноса. Многие люди осознают свою принадлежность к определенному этносу, просыпается этническое самосознание.
К сожалению, интересы этносов к своим корням сталкиваются с интересами людей других национальностей. Возникает ситуация межэтнической напряженности и конфликтов. В данных условиях необходим поиск решений по проблеме сохранения этнического своеобразия с одной стороны, а с другой стороны, — умения жить и уважительно относиться к другим этносам в условиях поликультурной среды. Поэтому здесь имеет место понятие этнической толерантности, которая должна формироваться с самого детства.
Основная мысль данного понятия заключается в неприятии другого человека за то, что он поступает и думает по-другому или просто выглядит иначе. Такой человек убежден, что его мировоззрение и образ жизни находятся выше остальных и лучше во всем.
Таким образом, одной из главных задач государства на сегодняшний день является принятие мер по предотвращению межэтнических распрей, создание условий для формирования и развития межэтнических отношений, повышение уровня образования с учетом этнического разнообразия и поликультурности нашей страны.
Исследования показали, что формирование нравственности ребенка происходит в младшем школьном возрасте, который включает детей от 6-7 до 10-11 лет. Из всех возрастных периодов данное время считается самым спокойным в психическом и физическом развитии ребенка.
Поэтому именно данный возрастной период идеально подходит для активного воспитания этнической толерантности, учитывая тот факт, что дети живут и учатся в поликультурной среде.
Современное образование в нашей стране должно учитывать в разработке программ обучения и воспитания детей дух толерантности и терпимости, включая все звенья образовательной системы.
Успешное обучение в духе толерантности можно осуществить тремя основными путями:
1) в процессе изучения всех основных предметов в образовательном учреждении;
2) через междисциплинарные связи;
3) в виде дополнительных специальных курсов, занятий и кружков.
Хороших результатов в воспитании этнической толерантности можно достичь, используя полиэтнической образование. Можно выделить несколько моделей:
— межпредметная, включающая в себя национально-региональный компонент. Образовательная программа школы должна содержать в себе материалы по данному компоненту во всех предметах;
— модульная, то есть включение в гуманитарные дисциплины специальные модули по теме этнокультурного воспитания;
— монопредметная модель дает знания детям об этнической культуре, истории, языка, обычаев и традиций своего и других народов. Данная модель образования реализовывается с помощью включения в программу обучения дополнительных специальных предметов;
— комплексная – система интегрированных курсов по различным аспектам этнических культур;
— дополнительная модель предполагает этнокультурное воспитание с помощью внеурочных внешкольных занятий и различных мероприятий.
Цель исследования – определить психолого-педагогические условия для формирования этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
Образовательным учреждениям необходимо совершенствовать методы обучения детей, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, а также современные тенденции в сфере образования. Программы формирования толерантности должны разрабатываться системно и поэтапно.
Исследование уровня формирования этнической толерантности проводилось в «Далахайской ООШ» и «Торской СОШ» Тункинского района при участии детей двух третьих классов. По национальному составу в классе учатся буряты и русские, поэтому формирование толерантного отношения ребенка к представителям других национальностей является целесообразным. Количество детей в экспериментальном классе Далахайской школы – 12 человек, в контрольном классе Торской школы – 14 человек. Работа проводилась при активной помощи учителей 3 класса Шарагуловой Альбины Геннадьевны и Шахмаловой Любови Будаевны.
Степень сформированности этнической толерантности оценивается по трем критериям: когнитивному, эмоциональному и деятельному, описанных в табл. 1.
Таблица 1
Компоненты формирования этнической толерантности
Компоненты |
Критерии
|
Показатели |
Методика |
Когнитивный |
знания детей о национальсти, знания о сходстве и различии между культурами людей.
|
Представления о проявлениях толерантности, о реагировании в ситуациях в ситуациях конфликта и критики. |
Анкета |
Эмоциональный |
наличие интереса к знаниям о других этнических группах, сочувствие к людям различных национальностей. |
Проявление терпимого отношения к другим национальностям, выдержка и самообладание. |
Наблюдение, тест «Шкала оценки значимости эмоций» |
Деятельный |
стремление детей участвовать в мероприятиях, посвященных формированию этнической толерантности. Желание к взаимодействию с представителями других национальностей.
|
Проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, реакция на конфликтную ситуацию. |
Тестировнаие, основанное на проблемных ситуациях |
Для изучения когнитивного критерия используется специально разработанная анкета, состоящая из 10 вопросов. Ответы оцениваются в баллах.
Для выявления эмоционального отношения младших школьников к людям разных национальностей, их культурным и другим отличиям нами было использовано наблюдение за учениками во время урочной и внеурочной деятельности. Наблюдения показали, что в целом взаимоотношения в классе можно считать уважительными и доброжелательными.
Для уточнения наших выводов мы использовали тест «Шкала оценки значимости эмоций», предложенный Б.И. Додоновым. Мы выявили три уровня эмоционального компонента [Карелин, 2007, 31].
Чтобы выявить деятельный компонент этнической толерантности у школьников, мы использовали тест. В его основу легли проблемные ситуации, связанные с темой научной работы.
Тест содержит 3 задания, которые расположены на карточках. Цель карточек — выявить особенности поведения ребёнка, мотивы личных предпочтений в общении, в разнообразных жизненных
Результаты исследования когнитивного компонента этнической толерантности представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сформированность когнитивного компонента этнической толерантности
Класс |
Кол-во респондентов в классе |
Высокий уровень(%) |
Средний уровень(%) |
Низкий уровень (%) |
Экспериментальный |
12 |
25 |
42 |
33 |
Контрольный |
14 |
29 |
50 |
21 |
Из табл.2 видно, что в экспериментальном классе 25% испытуемых показывают высокий уровень когнитивного компонента. Это говорит о наличии у них достаточно хороших знаний о национальном разнообразии нашей планеты. Они точно знают национальность своих родителей и 2называют свою национальность в соответствии с национальностью родителей. В контрольном классе уровень когнитивного компонента немного выше и составляет 29%.
Дети в обоих классах часто испытывают затруднения в описании национальностей, проживающих в нашей республике. Ответы многихиспытуемых детей неполные. Школьники имеют слабое представление о культуре народов, проживающих в Бурятии.
Ребята часто точно перечисляют национальности людей, проживающих в Бурятии, но не знают, чем люди разных национальностей похожи или отличаются друг от друга. На вопрос «Для чего нужно изучать традиции других народов?» никто не смог дать полный ответ.
На основании проведенного опыта мы делаем вывод, что с младшими школьниками нужно чаще проводить занятия, направленные на знакомство с народами Бурятии, их культурой, обычаями и традициями.
Результаты анализа второй методики дали нам картину эмоционального компонента этнической толерантности, указанных в таб.3. Мы можем сделать следующие выводы о внутреннем отношении ребят к представителям других национальностей.
Таблица 3
Сформированность эмоционального компонента этнической толерантности
Класс |
Кол-во респондентов в классе |
Высокий уровень(%) |
Средний уровень(%) |
Низкий уровень(%) |
Экспериментальный |
12 |
58 |
25 |
17 |
Контрольный |
14 |
50 |
29 |
21 |
В целом дети на первые пять мест распределили высказывания, выражающие положительное отношение к другим национальностям, определяющие положительное эмоциональное отношение к представителям других культур (58% в экспериментальном классе и 50% в контрольном классе).
В целом мы видим, что большинство ребят относятся к представителям другой национальности положительно. Однако есть ребята, которые испытывают чувство неуверенности, настороженности и даже неприязни по отношению к людям другой национальности.
Мы делаем вывод о том, что с ребятами двух классов необходимо проводить работу, направленную на формирование положительного отношения к людям другой национальности.
Далее мы анализировали тест «Проблемные ситуации» и получили следующие результаты, описанные в табл.4.
Таблица 4
Уровень сформированности деятельностного показателя межэтнической толерантности школьников
Класс |
Кол-во респондентов в классе |
Высокий уровень(%) |
Средний уровень(%) |
Низкий уровень (%) |
Экспериментальный |
12 |
25 |
50 |
25 |
Контрольный |
14 |
21 |
43 |
36 |
Таким образом, большая часть младших школьников имеют средний и высокий уровень деятельного компонента этнической толерантности. Это говорит о том, что ребята охотно идут на контакт с представителями другой национальности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- Младшие школьники имеют представление о том, что в Бурятии проживают люди разных национальностей. Однако у ребят недостаточно знаний о культуре, традициях и обычаях не только других народов, но и даже своего.
- Результаты исследования показывают, что основная часть младших школьников положительно относятся к представителям других национальностей. Но среди общего числа есть отдельные ребята, которые относятся с опасением и недоверием к людям другой национальности.
- Анализ проблемных ситуаций позволяет говорить, что у детей присутствует живой интерес к новым знаниям, проявляют желание сотрудничать с представителями других национальностей.
На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что воспитание этнической толерантности можно вести не только на уроках, но и во внеурочной форме, а также через сотрудничество семьи и школы.
Таким образом, с ребятами необходимо проводить работу, направленную на формирование положительного отношения к людям другой национальности. Необходимо знакомить их с особенностями культуры народов, населяющих нашу большую республику.
Литература:
- Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей, г. Москва, 2006 г. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – С. 74-85.
- Карелин А. А. Шкала оценки значимости эмоций / А. А. Карелин // Большая энциклопедия психологических тестов. – Москва : Эксмо, 2007. – С. 31.
- Клецина И. С. Социальная психология : учебник и практикум / И. С. Клецина. — Москва : Изд-во «Юрайт», 2016. – URL : http://www.biblio-online.ru/book/socialnaya-psihologiya-392207.htm (дата обращения 17.10. 2019).
- Мезенцев Е. А. Проблема границ толерантности / Е.А. Мезенцев // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015.- №8 (39). – С. 10-12.