На современном этапе развития рыночной экономики реклама имеет определяющее значение, поскольку она оказывает социологическое, психологическое и социологическое влияние на восприятие людьми предлагаемых товаров и услуг. Реклама является одним из первых средств конкурентной борьбы и двигателем торговли, обеспечивая при этом взаимосвязь между потребителем и производителем и играя определяющую роль в сообщении информации о появлении новых товаров и услуг.
В настоящее время одним из наиболее распространенных, эффективных и экономически выгодных способов продвижения товаров и услуг в России является реклама в телекоммуникационной сети “Интернет”. Поскольку развитие предпринимательства в Российской Федерации имеет тесную связь с информационными технологиями, мы все чаще встречаемся с тем, что компании представляют свои товары и услуги посредством создания собственных интернет-сайтов, размещения рекламы в социальных сетях, а также привлечением организаций, предоставляющих услуги комплексной интернет-рекламы.
Тенденции развития рекламного рынка в России позволяют констатировать, что за последние три года расходы рекламодателей на Интернет-рекламу превышают расходы на традиционные способы рекламирования. В соответствии с данными, представленными Ассоциацией коммуникационных агентств России (табл. 1), расходы на рекламу в сети Интернет стремительно увеличиваются, а темпы роста при этом намного выше аналогичных показателей в отношении традиционных способов рекламирования [1].
Так, расходы рекламодателей на Интернет-рекламу в первом полугодии 2019 года составили 110 млрд. рублей. Кроме того, из показателей видно, что в 2016 и 2017 годах лидерство по объему рекламных бюджетов все еще сохраняла реклама на телевидении.
| Виды рекламы | Период | Изменения | 
 | |||||
| 2016, млрд. р. | 2017, млрд.р. | 2018, млрд.р. | 2019 (первое полугодие), мрд.р | 2016/ 2017, % | 2017/ 2018, % | 2018/2019 (первое полугодие) | ||
| Телевидение | 151,8 | 170,9 | 187,0 | 81,0 | +13 | +9 | -9 | |
| Радио | 15,1 | 16,9 | 16,9 | 7,3 | +3 | 0 | -4 | |
| Газеты, журналы | 19,7 | 20,5 | 18,0 | 7,4 | -8 | -12 | -16 | |
| Наружная реклама | 35,0 | 38, 4 | 43,8 | 20,7 | +9 | +3 | -3 | |
| Интернет | 136, 0 | 166,3 | 203,0 | 110,0 | +22 | +22 | +20 | |
Таблица 1. Динамика российского рекламного рынка в период 2016 года – первое полугодие 2019 года.
Интернет-реклама является наиболее быстро развивающейся сферой рекламного рынка в Российской Федерации и во всем мире. Нарастающая популярность Интернет-рекламы обуславливает необходимость ее правового регулирования. Однако правоотношения, возникающие при этом, регулируются нормативными актами, не учитывая специфику такого вида рекламы, а появление технологических новшеств приводит к тому, что некоторые способы размещения рекламы и вовсе не регулируются законодательством РФ. По мнению многих авторов, законодательство РФ в сфере распространения Интернет-рекламы на сегодняшний день находится на этапе формирования, эффективно действующая нормативно-правовая база отсутствует, а разработаны лишь общие правовые нормы [2, 3].
Основными проблемами размещения рекламных сообщений в сети Интернет, требующие незамедлительного правового регулирования, на наш взгляд, являются: учащение случаев мошенничества, распространения недостоверных материалов рекламного характера, рассылки спама, неэтичной рекламы и клеветы.
Проанализировав российское законодательство, регулирующее данную область отношений, мы приходим к выводу, что основным актом, регулирующим рекламную деятельность в Российской Федерации является Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 3 данного ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержания либо формирования интереса к нему и его продвижение на рынке [4]. Исходя из содержания данной статьи, правовое регулирование рекламно деятельности включает в себя также регулирование рекламы в сети Интернет.
Данный факт подтверждает и Письмо ФАС 28.08.2015 № АК/45828/15 “О рекламе в сети “Интернет”, который закрепляет, что к Интернет- рекламе следует относить «любую информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, распространяемую в любой форме, и главное ее отличие от не рекламы, что она направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [5].
Хотя рассматриваемый ранее закон не выделяет Интернет-рекламу как отдельный его вид и, соответственно, не учитывает его особенности, он содержит положение, предусматривающие специфику размещения рекламы в сети Интернет. Согласно подп. 1 п. 2.2 ст. 27 ФЗ “О рекламе” допускает распространение и размещение рекламы в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, к которым законодатель относит и интернет. Кроме того, ст. 30.2 указанного Федерального закона устанавливает запрет рекламы в сети Интернет «деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора» [4].
Вместе с тем, реклама в интернете регламентируется также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии со ст. 10 указанного закона распространение информации в РФ осуществляется свободно, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством РФ. Более того, для распространения рекламной информации в сети Интернет на сегодняшний день наличие статуса СМИ иметь необязательно, однако размещенная информация должна включать в себя достоверные сведения об обладателе или ином лице, распространяющим информацию, в форме, объеме, достаточных для идентификации такого лица [6]. Под такими данными закон подразумевает наличие доменного имени и сайта в сети Интернет, которые позволяют облегчить идентификацию лица, осуществляющего рекламную деятельность. Между тем, как справедливо отмечает Т.А. Ионова законодатель не учел, что доменное имя и сетевой адрес дают возможность идентификации пользователя сети Интернет, но не являются достаточными для идентификации рекламодателя, размещающего рекламную информацию в сети Интернет. Данная проблема наиболее явно проявляется при распространении рекламной информации блогерами, которые, как правило, создают интернет- страницы под псевдонимами либо вымышленными именами [7].
Не менее важной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы в сфере ответственности за правонарушения в области Интернет- рекламирования. На сегодняшний день такого рода нарушения предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях и влекут за собой наложение относительно невысоких штрафов. А, учитывая, что возможность распространения и размещения рекламы в сети Интернет превышает аналогичные возможности традиционных рекламных носителей, ответственность за нарушение правил Интернет-рекламирования должна быть выше.
Таким образом, активное развитие Интернет-рекламирования объективно обуславливает необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей рекламную деятельность в сети Интернет, об этом свидетельствует также отсутствие соответствующих норм, способных регулировать рассматриваемую специфическую сферу рекламных правоотношений в полной мере с учетом всех особенностей. В этой связи представляется необходимым включение самостоятельной группы норм, прежде всего, в Федеральный закон «О рекламе», а также в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) // http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6462 (Дата обращения 19.02.2020).
- Демидбаева А. Ж., Толочкова Н. Г. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в сети Интернет // Евразийский союз ученых. 2017. № 5-1 (38). С. 117-121.
- Микаева А. С. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9 (70). С. 67-75.
- Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
- Письмо ФАС 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет» // [Электронный ресурс]: https://fas.gov.ru/ (Дата обращения: 20.02.2020).
- Ионова Т.А. Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 40-44.
- Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, №31 (1 ч.), ст. 3448.

