Определимся с понятием профессиональные компетенции. Нас интересует формирование компетенций в процессе обучения бакалавров по профилю Дошкольное и начальное образование. Под компетенциями понимают знания, умения, навыки, мотивы и др. свойства личности (Мальцева К. )
Профессиональные компетенции описывают специальные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач работниками конкретной профессии, и отвечают на вопрос: «Что бакалавр должен знать и уметь для решения профессиональных задач»
Благодаря профессиональным компетенциям, бакалавры понимают, что именно они должны знать и уметь для выполнения своей будущей работы. Для этого сначала надо определить необходимый перечень компетенций, условия оценки результатов их формирования. Реализация компетенстного подхода в образовании бакалавров позволит приблизить их подготовку к профессиональной модели.
Назовем примерные требования для формирования профессиональных компетенций в курсе математики.
Необходимо знать:
- Теоретические основы математических понятий множества, отношение, число, величина. Они составляют основное содержание начального курса математики. Они составляют теоретическую основу для формирования элементарных математических понятий дошкольников.
Уметь:
- Решать разнообразные теоретические и практические задачи
Иметь практический опыт:
– Уметь использовать эти понятия при изучении методики формирования элементарных математических понятий дошкольников, при изучении методики преподавания математики в начальной школе.
Процесс изучения дисциплины Математика направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
ОПК -5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Конечным результатом освоения дисциплины (модуля) являются сформированные когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «иметь практический опыт», расписанные по компетенциям. Формирование дескрипторов происходит в течение семестра по этапам в рамках контактной работы, включающей различные виды занятий и самостоятельной работы, с применением различных форм и методов обучения (таблица 1).
Предлагаем рассмотреть формирование названных компетенций на примере модуля: «Элементы теории множеств».
Таблица 1
Формирование компетенций в процессе изучения дисциплины (модуля)
| Код компетенции | Индикаторы достижения и уровень освоения | Дескрипторы компетенций (результаты обучения, показатели достижения результата обучения, которые обучающийся может продемонстрировать) | Виды учебных занятий, работы1, формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенций2 | Контролируемые разделы и темы дисциплины (модуля)3 | Оценочные материалы (оценочные средства), используемые для оценки уровня сформированности компетенций | Критерии оценивания компетенций4 | 
| 
 
 
 
 
 
 ОПК-5 ОПК-8 | Знать (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») | Теоретические основы математических понятий множества, операции над множествами, свойства операций над множествами. | Лекции. | Модуль 1. Элементы теории множеств. 
 | Практические задания. | 
 | 
| Уровень 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | Компетенции не сформированы. Выполнены заданий менее 50% | |
| Уровень 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | Пороговый уровень. Выполнено 50-60% заданий | |
| Уровень 3 | 
 | 
 | 
 | 
 | Повышенный уровень. Выполнено заданий 65-85% | |
| Уровень 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | Высокий уровень. Выполнено заданий 85-100% | |
| Уметь (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») | Решать разнообразные теоретические и практические задачи, с использованием понятий теории множеств | Практические занятия. | Модуль 1. Элементы теории множеств. Модуль 2. Элементы математической логики. | Практические задания. | 
 | |
| Уровень 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| Уровень 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| Уровень 3 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| Уровень 4 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичн | |
| Иметь практический опыт (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») | Выявление элементов теории множеств в начальном курсе математики | Практические занятия. | Модуль 1. Элементы теории множеств. . | Практические задания. | 
 | |
| Уровень 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| Уровень 2 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| Уровень 3 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | |
| 
 | Уровень4 | 
 | 
 | 
 | 
 | Аналогичны | 
Учебный план предусматривает зачет. Зачет выставляется, если студент выполнил задания на 2 или 3 или 4 уровней. .Если выполнение заданий соответствует 1 уровню ,низкому, то студент получает незачтено.
Контрольные задания для оценивания результатов первого модуля : Элементы теории множеств.
Задание 1. Проверьте справедливость коммутативного свойства объединения множеств:
А ={2; 4; 6; 8;10;12;14;16};
B ={1;3;5;7;9;11;13;15}.
Задание 2. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств D,E,F, их попарного объединения:
D ={2;4;6;8;10;12};
E ={1;5;8;11;14;17};
F ={4;9;14;19;24;29}.
Задание 3. Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:
D ={m;n;k;l};
E ={n;k;l;t;e};
F ={k;l;e;x;y;z}.
Задание 4. Даны множества А={m;k;l;t;d}; B={x;y;z}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?
Задание5. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств А,В,С, их попарного объединения:
А={3;7;11;15;19;23};
В={2;5;8;11;14;17};
С={1;3;5;7;9;11}.
Задание 6 Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:
А={1;2;3;4;5;7};
В={4;5;6;7;8;9;10};
С={4;6;8;10;12;14;16}.
Задание7. Проверьте справедливость свойств АU(B∩C)=(AUB)∩(AUC); A∩(BUC)=(A∩B)U(A∩C), если
А= {1;2;3;4;5;6;7;8;9;10}
B= {3;5;7;9;11;13;15}
C= {3;5;7;9;11;13}.
Как называются эти свойства?
Задание 8. Даны множества А={x;y;z;t}; B={l;t;d;k}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?
Задание 9 .Запишите свойства операций объединения и пересечения множеств.
Задание 10. Запишите дистрибутивные свойства операций объединения относительно пересечения и пересесечения множеств относительно объединения.
Используя описанные выше критерии можно определить эффективность формирования названных компетенций.
Библиографический список
- ФГОС 3++ – Зарегистрировано в Минюсте России15.03.2018, № 503826.
- Мальцева К. Профессиональные компетенции на практике – Онлайн журнал Штат – 18.06.2018, www: hello@hrmedia.ru
3. Лебединцева В. Краткий курс математики для бакалавров по профилю Начальное образование Уч. пос. – Магадан , изд СВГУ -2013-135с

