Современная концепция общего образования ставит идею гармоничного развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Система воспитания и обучения, культивируемая в детских садах, не в полной мере справляется с поставленными оздоровительными и образовательными задачами правительства Российской Федерации и недостаточно удовлетворяет социальный заказ общества.
Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать и слушать окружающий мир, выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучаются к целенаправленной работе, занимаются элементарной творческой деятельностью. Один из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности ребенка-пение. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с самого раннего возраста.
Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, на его умственное развитие, а самое главное – на укрепление его здоровья. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основной мышления. Кроме того, пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как детей, так и взрослых, а значит, представляет собой оздоровительную технологию — необходимое условие физического и психического здоровья человека в целом. Воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, направленных на развитие способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Хоровое пение — искусство уникальных возможностей исполнительских, образовательных и оздоровительных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.
Наш детский сад является компенсирующим дошкольным учреждением, поэтому приоритетное направление деятельности всего коллектива — оздоровительно-образовательное сопровождение ребенка. Годовые задачи работы нашего сада включают в себя использование современных индивидуально-ориентированных технологий в оздоровлении детей, совершенствования системного подхода к повышению качества работы. Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми родителями, в рамках программы социального партнерства ДОУ и семьи, для обеспечения единых подходов в развитии и оздоровлении дошкольников.
Хоровое пение играет важную роль в формировании дыхательных и двигательных процессов жизнедеятельности ребенка. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
Внедрение нетрадиционных технологий в работу помогают выстроить такую систему работы, которая способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личностью. Пение является основным средством музыкального воспитания в детском саду. Очень важно научить ребенка использовать звуки собственного голоса для дальнейшего развития и укрепления здоровья, особенно это, важно для часто болеющих детей и детей с заболеванием бронхолегочной системы.
Своевременное систематическое развитие певческих способностей детей, базирующееся на современных, здоровьесберегающих технологиях музыкального воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных, состояния здоровья, будет воспитываться «чуткое» музыкальное ухо, совершенствоваться основные певческие навыки, развиваться креативные способности и укрепляться здоровье.
Хоровое пение сегодня наиболее активная форма, способствующая сохранению и укреплению здоровья часто болеющих детей. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и достойный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умного педагога хоровое пение – действительно средство не только музыкально-эстетического воспитания, но и способ оздоровления детей.
Занятия хоровым пением представляет собой попытку оздоровления часто болеющих детей и детей с заболеванием бронхолегочной системы. Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становление речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой оздоровительную технологию — необходимое условие физического и психического здоровья человека в целом.
Таким образом, возникла необходимость разработки программы по формированию певческих навыков средствами хорового пения у детей дошкольного возраста с бронхолегочными заболеваниями, в том, что данная тема является ресурсом в поиске эффективных методов всестороннего развития и оздоровления ребенка на этапе дошкольного детства.
Программа «До-ми-соль-ка» разработана для детей с бронхолегочной патологией с целью повышения певческих навыков и укрепления соматического здоровья детей через вокально-хоровую деятельность. Основой для работы с детьми, имеющими бронхолегочную патологию стала технология программы формирования здоровья детей дошкольного возраста М.Л. Лазарева «Здравствуй!», в частности разделы «Целебные звуки» и «Чудо–нос». Использование нетрадиционных технологий «Звуковые эффекты», «Звуковые фигуры», «Озвученные эмоции» в работе с детьми позволили решить некоторые оздоровительные проблемы. Составлена и успешно применяется единая таблица звуков для формирования и регулирования дыхания. Материал данной таблицы распределен на два года и включен в перспективный план работы с детьми. Применение упражнений способствует реализации метода музыкальной психорегуляции дыхания, направленной на эмоционально-дыхательный тренинг в процессе вокально-речевой деятельности ребенка. В процессе применения оздоровительных упражнений у детей происходит тканевая вибрация в носоглотке, что способствует высвобождению носа и бронхов и от слизи. Большинство начальных упражнений, используемых на занятиях для развития певческой обстановки, направлены на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Использование артикуляционной гимнастики разогревает мышцы голосового аппарата и подготавливает его к пению. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного способа для пения — грудобрюшное дыхание. Серия дыхательных упражнений обеспечивает укрепление мышц гортани, формирует диафрагмальное, грудное, стресс адаптивное дыхание. Использование таких упражнений помогает детям регулировать силу голоса, задерживать дыхание для расширения объема легких, это оказывает реабилитационное воздействие на детей с бронхиальной астмой. Применение на занятиях звуковых игр позволяет улучшить дыхательные качества, влияющих на силу дыхательных мышц, объемную скорость легких, способствует улучшению микроциркуляции в тканях легких, направленных на раскрытие альвеол. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе у детей не поднимались плечи (что свидетельствует о применении детьми поверхностного, так называемого ключичного дыхания). Дыхание обычно рассматривают в трех его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения.
В конце занятия предлагаю детям упражнения на релаксацию, позволяющие закончить занятие в спокойной и доброжелательной обстановке. Чтобы добиться решения той или иной задачи использую игровую мотивацию и импровизационные моменты. Дети с удовольствием включаются в творческий процесс, придумывая свои варианты персонажей, активно участвуют в распределении ролей, с удовольствием озвучивая своего героя.
Таким образом, ребенок занимается дыхательной гимнастикой через эмоционально окрашенный вид деятельности — пение. Это формирует у него дыхательное удовольствие, которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления. Итогом определенной работы с детьми служат выступления детей на открытых мероприятиях, организованных в детском саду, совместных игровых программах, утренниках, концертах перед сверстниками, на вечерах, досугах и развлечениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А.Л.Арисменди. – М.: Прогресс, 2019. – 176 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: учебник / Н.А.Ветлугина. – М.: 2011. – 202 с.
- Волков Б.С. Основные закономерности психического развития ребёнка / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.: 2014. – 342 с.
- Программа М.Л. Лазарева «Здравствуй1» Учебно—методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мнемозина, 2004. — 248 с.
- Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению /Г.П. Стулова. — М., 1992.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей К.В. Тарасова. – М.: 2018. – 143 с.