НЕВРОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПИИ

29 декабря 5:16

Современный психоанализ рассматривает развитие психики как возрастные этапы прохождения определённых стадий: психотическая, пограничная, невротическая, здоровая. С этими же этапами в психоанализе принято связывать уровни организации личности, соответствующие этапу застревания личности: психотическая, пограничная, невротическая, — и здоровый уровень организации. Данная статья посвящена рассмотрению характеристик невротической личности, причин её формирования и психоаналитическому направлению в работе с невротическими пациентами [3].

Невротик – это человек, который в качестве образцов для подражания использует родительские фигуры, что порождает в нём страх, стресс, чувства вины и стыда при реализации своих ценностей и идеалов или блокирует в нём возможность для их воплощения. Для невротической личности характерны трансферентные ожидания в отношении партнёров, которые выражаются в боязни полного раскрытия своей личности перед ним из-за страха унижения, стыда со стороны партнёра по аналогии с родительским поведением по отношению к нему в прошлом. Также, в отличие от психотиков и пограничников, невротик отличается высокой степенью эмпатии, реалистичным и адекватным восприятием и представлениями о мире, себе и других людях. Невротическая организация личности объясняется задержкой развития психической структуры на эдипальной стадии либо стадии подросткового кризиса [1].

Родительские паттерны поведения на стадии Эдипа, способствующие формированию невротической организации личности, описываются в психоаналитической литературе от обратного. То есть существуют некоторые критерии родительского поведения, соответствие которым позволяет ребёнку успешно преодолевать невротические этапы развития психики, и, если ребёнок застревает на невротической стадии организации личности, значит, следующие критерии были выполнены в недостаточной мере: 1) эмпатичное поведение родителей; 2) поведение, способствующее оценочно-селективной идентификации ребёнка; 3) формирование независимого поведения ребёнка [2].

Эмпатическое поведение родителей выражается в заинтересованности ребёнком, способности выражения его чувств. Если родители навязывают ребёнку определённое поведение, эмоции и чувства («успокойся», «не плачь»), излишне контролируют ребёнка, игнорируют его и таким образом не дают ему понять, чем он может быть интересен для других, то выполнение данного критерия родителями можно считать неуспешным [1].

Оценочно-селективная идентификация – это процесс отождествления человека с выбранными объектами (которые одновременно являются и субъектами) окружающего его пространства. Данный этап чрезмерно важен, так как во время него ребёнок составляет представление о себе в результате внушений со стороны родителей и отзеркаливания выбранных для идентификации объектов (в основном, родители в детстве и кумиры в подростковом возрасте). Критерием успешного поведения родителей здесь будет превалирование похвалы над критикой ребёнка. Стоит отметить, что негативная оценка негативных эмоций ребёнка родителями в детстве порождает чувства вины, страха, стыда за справедливо естественное поведение в детстве и будущей взрослости [2].

Функция формирования независимого поведения ребёнка заключается в следующем: несмотря на склонность подкрепления удобного поведения, родителям необходимо переступать через собственное эго и позитивно оценивать разумные проявления детской активности, независимости, самоанализа потребностей [5].

Эдипальная и подростковая стадии характеризуются сменой образцов подражания. В возрасте 3-5 лет ребёнок восхищается родителями, которые для него являются образцами для подражания и идеалами человеческого воплощения. В подростковый период картина меняется кардинальным образом, и некогда идеальных родителей должны сместить другие объекты идентификации. Благодаря смене образцов подражания подросток способен перенять новые паттерны поведения, образ мыслей, некоторые базовые навыки психики, которые ему могли не дать или дать не в полной мере в детстве. Для гармоничного переживания подросткового кризиса человеку необходимо пережить чувство гнева по отношению к родительским фигурам и депрессию по их эмоциональной утрате. Таким образом осуществляется эмоциональная сепарация от родителей, которую могут стопорить сами дети и родители из-за страха и сопротивления обеих сторон. Здоровая родительская позиция по окончанию подросткового этапа ребёнка (15-16 лет) будет выражаться в смирении и принятии личности ребёнка такой, какой она сформировалась, с осознанием о наступившей невозможности её перевоспитания; в готовности общения с ребёнком на равных; оказании необходимой помощи ребёнку исключительно по его просьбе; в предоставлении ребёнку свободы решений и независимости [4].

Вышеописанные сведения дают понять причины задержки развития психики на невротической стадии, а именно неправильного поведения родителей: пренебрежение, контроль, критика и негативные оценки, наказания ребёнка.

Понимание способа выхода из невротической стадии и способствования развитию психики до взрослого уровня достигается через знание характеристик невротической личности и способности к её диагностике, усвоение вредоносных паттернов поведения родителей, применение психоаналитических методик.

Работа с клиентами-невротиками требует как общих, так и особых условий. Общим условием вообще для психоаналитика является его собственная здоровая, психически развитая личность. Желательно, чтобы сильные стороны психики психотерапевта совпали со слабыми клиента-невротика. Особенным условием в работе с невротиков является отсутствие жёстких психоаналитических правил, так как они способны в большей степени навредить клиенту, чем помочь. В работе с клиентом с невротической организацией личности психоаналитику наоборот следует создавать обстановку безусловного принятия, дружелюбия, снисходительности к ошибкам клиента, его похвалы и поощрения. Психоаналитическими задачами терапевта в работе с невротиком будут 1) помощь в осознании вытесненного в бессознательное эпизодов негативного родительского поведения; 2) избавление клиента от перманентных и токсичных чувств вины, стыда, страха и т.д. через проработку домашнего насилия; 3) оспаривание негативных представлений клиента о себе и их замена на позитивные представления благодаря принятию, поддержке, похвале психоаналитика; 4) помощь клиенту в осознании собственных природных потребностей, взглядов, вкусов, желаний и их реализации через освоение необходимых психических навыков [5].

Целью психоанализа в работе с невротиками является диагностика невротической организации личности клиента, вступление с ним в психотерапевтическое взаимодействие, обнаружение вместе с клиентом причины его беспокойства, жизненных неудач и демонстрация ему этих причин, помощь в их устранении. Реализуя потребности невротической личности в начале пути, психоаналитик запускает эволюционный потенциал психики клиента и активирует продолжение психического развития клиента, в результате чего он выходит из невротической стадии в здоровую, пройдя путь до конца с психотерапевтом или без него.

Литература

  1. Кляйн, М. Детский психоанализ/ М. Кляйн// — СПб: Питер. – 2019. – 368 с.
  2. Тэхкэ, В. Психика и её лечение: психоаналитический подход/ В. Тэхкэ// — СПб.: Академический Проект. — 2001. – 576 с.
  3. Форвард, С. Вредные родители/ С. Форвард, К. Бак// — СПБ.: Питер. – 2015. – 336 с.
  4. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции/ З. Фрейд// — М.: Эксмо. – 2018. – 416 с
  5. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе/ К. Хорни// — СПб.: Питер. – 2019. – 304 с.

 

Literatura

  1. Klyajn, M. Detskij psihoanaliz/ M. Klyajn// — SPb: Piter. – 2019. – 368 s.
  2. Tekhke, V. Psihika i eyo lechenie: psihoanaliticheskij podhod/ V. Tekhke// — SPb.: Akademicheskij Proekt. — 2001. – 576 s.
  3. Forvard, S. Vrednye roditeli/ S. Forvard, K. Bak// — SPB.: Piter. – 2015. – 336 s.
  4. Frejd, Z. Vvedenie v psihoanaliz. Lekcii/ Z. Frejd// — M.: Eksmo. – 2018. – 416 s
  5. Horni, K. Nevroticheskaya lichnost’ nashego vremeni. Novye puti v psihoanalize/ K. Horni// — SPb.: Piter. – 2019. – 304 s.