ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

23 августа 2:13

 Процесс физической подготовки военнослужащих, призванных для прохождения службы в зимнее время следует строить с учетом особенностей процесса адаптации, состоящей из трех этапов: этап «острой» адаптации, этап перестройки приспособительных реакций (ломка динамического стереотипа) и этап формирования новых приспособительных реакций (выработка нового динамического стереотипа).

Длительность начального этапа адаптации (острый этап) — в зимнем периоде обучения значительно продолжительнее, чем в других районах и длится примерно три-четыре недели.

На учебных занятиях применяются упражнения из всех разделов, за исключением полосы препятствий.  Основная направленность — развитие выносливости и скоростно-силовых качеств.

На втором этапе адаптации в зимний период (1-1,5 месяца) повышается интенсивность физической нагрузки и увеличивается ее длительность. Учебные занятия проводятся комплексным методом, чаще на открытом воздухе. В этом случае осуществляется контроль физической работоспособности путем выполнения функциональных проб.

Начало третьего этапа совпадает с увеличением солнцестояния и меньшей вероятностью особо низких температур, что дает возможность для увеличения содержания физической подготовки (1-1,5 месяца).

Утренняя физическая зарядка проводится вне помещения, чаще с длительным бегом. На учебных занятиях, так же, продолжается повышение интенсивности физических нагрузок.

В условиях Крайнего Севера, в период повышенной боевой готовности подразделений, возможны нарушения процесса адаптации. Это определяет особую профилактическую направленность физической подготовки в данном этапе при обязательном контроле функционального состояния у всего личного состава и определения приоритетного развития физических качеств.

Учитывая энергетическое обеспечение организма, особенности терморегуляции и физической работоспособности военнослужащих в экстремальных условиях Крайнего Севера рекомендуется занятия по физической подготовке проводить при определенных значениях температуры воздуха, и скорости ветра.

При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливаются наблюдения военнослужащих друг за другом. Особое внимание уделяется недопущению выхода личного состава на занятия во влажной одежде, своевременной ее просушке.

Литература:

  1. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (ред. от 31.07.2013) // Российская газета. – 2009. – № 126.
  2. Норин, Н.Е. Влияние физической тренировки в процессе служебно-боевой деятельности на физическую подготовленность и полевую выучку военнослужащих / Н.Е. Норин, О.В. Фадеев, П.Ю. Глушков // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. –  С. 69-72.
  3. Организации и методика физической подготовки мотострелковых подразделений к действиям в особых природно-климатических условиях: учебно-методическое пособие / под ред. И.А. Кузнецова. – СПб.: ВИФК, 2011. – 104 с.
  4. Фадеев, О.В. Влияние современных методик развития физических качеств на физическую подготовку военнослужащих / О.В. Фадеев, П.Ю. Глушков, Е.Н. Чокотов // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. –  С. 163-166.