ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

9 марта 12:42

 Идеал гражданина Российской Федерации, обозначенный в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, в числе требований высокой нравственности и его способности к творчеству, включает и компетентность [3, с. 11].

Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области хореографии) требует от студента Иркутского регионального педагогического колледжа владения определенными профессиональными компетенциями. Например, профессиональная компетенция (в дальнейшем ПК) ПК 3.5. уведомляет нас о том, что студент, будущий педагог в области хореографии, должен участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. В. А. Сластенин определяет профессиональную компетентность как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально- нравственную позицию личности [6, с.252].

Перечисленные компетенции необходимо развивать и формировать в процессе обучения в педагогическом колледже, в частности, в проектно – исследовательской деятельности студента. Одним из путей формирования профессиональных компетенций будущего педагога в области хореографии является разработка творческого продукта выпускной квалификационной работы (проекта) – электронного методического пособия, в частности. Создавая электронное пособие, студенты одновременно расширяют свои знания в области информационно-коммуникативных технологий. 

Ученые утверждают, что в основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, а также развитие профессиональной компетентности (Н.В. Кузьмина, Е.С. Полат и др.). 

На примере создания электронного методического пособия как продукта проекта выпускной квалификационной работы студента — хореографа, проследим формирование его профессиональных компетенций.

 С опорой на определение А.В. Хуторского, разведем понятия «компетенция» и «компетентность», так как при схожести по звучанию, эти понятия имеют существенные различия.  Компетентность – это «определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт», это знания, умения, навыки, способы деятельности. Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере. Компетентность – это владение необходимой компетенцией, включающей в себя еще личное отношение к предмету деятельности [7, с.111].  

Формирование обозначенных выше профессиональных компетенций деятельности студентов — хореографов прослеживается в процессе написания ими выпускных квалификационных работ: проектов, методических разработок, программ, электронные пособий и др. 

В процессе подготовки творческого продукта дипломного проекта хореографы в связи со спецификой будущей профессии, помимо теоретического материала, зачастую используют видео фрагменты, аудиозаписи, фотоматериал, конспекты внеклассных занятий и др. Оформлению всего перечисленного материала помогает программа Book View.  В этой программе студенты учатся создавать электронное пособие, которое аккумулирует в себе и видеоматериал, и теорию, и аудиозаписи, и фотоматериал, т.е. все в комплексе.

Электронный образовательный ресурс — это визуальная, текстовая и аудиоинформация, специально отобранная, структурированная и оформленная студентами под руководством педагога. Сочетание разного рода информации безусловно требует определенных знаний, умений, навыков и способностей. Но именно наличие определенных качеств личности студента, в частности, их неподдельный интерес, позволяет успешно создать этот творческий продукт, так как его разработка требует немалых усилий. 

Несмотря на обилие различной информации в Сети Интернет, в том числе по хореографии, в электронном пособии эта теоретическая информация обработана, систематизирована, классифицирована, адаптирована студентом для определенной категории детей, т.е. превращена в учебную информацию, готовую к применению здесь-и-сейчас. Именно в этом ее большая практическая значимость.

Большим преимуществом электронного пособия является содержание в нем не только теоретического материала, но и необходимых видеофрагментов, которые можно тут же показать детям в качестве наглядной иллюстрации теоретического материала. Кроме того, студенты широко используют в содержании электронного пособия анимационные картинки, портреты, электронные и мультимедийные презентации, включают планы – конспекты занятий, овладевая гиперссылками.

Приступая к разработке электронного пособия информационного или методического вида, студенты, прежде всего, учатся создавать кейс, включающий теоретический материал, видео фрагменты по соответствующие теме, планы — конспекты занятий по исследуемой проблеме, глоссарий, необходимый фотоматериал. Все перечисленное требует умения и навыка поиска этого материала в сети Интернет.

После того, как кейс наполнен, с помощью научного руководителя студенты осваивают программу Book View. Затем наступает самый сложный этап: обработка накопленного в кейсе теоретического и видео материала, «превращение» информации из Сети Интернет в учебную. Это требует немалых усилий, так как текст из сети Интернет представляет сложность для студентов, требует от них грамотности и умения выражать собственные мысли, облекая их в письменное научную речь. Особое затруднение студенты испытывают в описании видеофрагментов, здесь им необходимо применить и описать свои практические навыки, полученные на занятиях по хореографическим дисциплинам. В процессе описания ощущается недостаток словарного запаса, слабое владение научным стилем письменной речи. Чтение текстов в Сети интернет, наполнение экранных листов пособия и работа по составлению глоссария по изучаемой проблеме, помогает расширить их словарный запас. После наполнения пособия тестовым материалом, оно оснащается вертикальной навигацией, гиперссылками, видеофрагментами, рисунками и анимацией по желанию студента.

 Разработка компонентов визуальной структуры в пособии имеет немаловажное значение ввиду того, что зачастую материалы пособия предназначены для самостоятельного освоения их участниками танцевальных коллективов.

Соблюдение принципа наглядности не только помогает украсить текст, но и значительно повышает интерес участников танцевального коллектива, т.е. конкретно тех, кому предназначено пособие. Студенты учатся не только комментировать видеофрагменты, представленные в пособии, но и делать выводы из практического опыта, описывать их в качестве рекомендаций. Таким образом, создание электронного пособия требует от выпускников большого числа знаний, умений, навыков и способов действий в своей области — хореографии, что безусловно, содействует формированию их вышеобозначенных профессиональных компетенций.

 Электронные пособия, созданные студентами, привлекают внимание не только своей внешней красотой, но в то же время полноценной информацией, логичной структурой, яркими видеофрагментами, рекомендациями из собственной практики. В дальнейшем выпускники учатся практическому применению — использованию этих пособий как в процессе прохождения государственной педагогической практики, так и в своей будущей хореографической деятельности в системе дополнительного образования детей.

   Студенты понимают практическую значимость созданных ими электронных пособий, их предназначение, которое определяется, прежде всего, их ролью в методическом обеспечении определенных разделов различных программ, созданных для танцевальных коллективов.  

Электронное пособие как творческий продукт дипломного проекта является незаменимым подспорьем в будущей педагогической деятельности выпускника педагогического колледжа во внеклассной работе с детьми. Подбор теоретического материала, видеофрагментов, фотоматериала, структурирование, адаптация и систематизация всего вышеперечисленного способствует формированию профессиональных компетенций в наивысшей степени, так как мы с опорой на ученых утверждали выше, что, развитие профессиональной компетентности, в числе других навыков и умений, составляет основу проектной деятельности.

 В заключение сделаем вывод, о том, что «метод проектов интегрирует проблемные, исследовательские, поисковые методы и средства обучения. Он позволяет студентам проявить себя, применить приобретенные навыки, приобрести недостающие для достижения результата знания, и направлен на решение интересной проблемы, сформулированной самими студентами в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих студентов» [5, с.165]. Таким образом проектно – исследовательская деятельность студента, связанная с созданием электронных пособий в программе book view, оказывает содействие формированию его профессиональных компетенций. Эти компетенции наиболее ярко проявляются у студентов выпускников в процессе успешной защиты выпускной квалификационной работы на государственном экзамене.

 

Использованные источники

  1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. М.Е. Бершадский. М.: Академия, 2006. — №1. 57 с.
  2. Данилюк, А. Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. А. Я. Данилюк, А. М, Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. — 272 с.
  4. Савенков, А.И. Исследовательскоеобучение и проектирование в современном образовании. А.И. Савенков. М.: Народное образование, 2004. — 125 с.
  5. Сауренко, Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа. дис. … канд. пед. наук, М., 2004. 218с.
  6. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. — В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  7. Хуторской, А.В. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: сб. науч. тр. / под ред. А.И. Жука. А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская. Гродно: ГрГУ, 2003. — С.256-259.