КОНСАЛТИНГ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

26 октября 5:27

Развитие современной рыночной экономики требует постоянной инновационной деятельности любой организации, стремящейся к достижению ведущего положения в своей отрасли. В свою очередь развитие рынка деловых услуг позволяет достигать конкурентных преимуществ, базирующихся на овладении актуальной рыночной информацией и производстве нового знания не только за счет усилий сотрудников, но и с помощью сторонних консультантов, специализирующихся в тех или иных областях знания и практической деятельности.

Консалтинг представляет собой вид профессиональных услуг, предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса [5]. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ существующих бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив их развития и использования научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента. На современном этапе экономического развития России отмечается тенденция к росту объемов рынка консалтинговых услуг.

Кроме того, в последнее время наблюдается распространение консалтинговых услуг не только среди коммерческих организаций, приобретающих их с целью увеличения прибыльности в перспективе, но и среди бюджетных учреждений. Бухгалтерский и налоговый консалтинг в бюджетных учреждениях предназначен для специалистов, которым необходима поддержка как по вопросам методологии учета, оптимизации учетной деятельности, так и по использованию программных продуктов для автоматизации учета. Таким образом, бухгалтерский бюджетный консалтинг направлен именно на разработку, корректировку, оптимизацию методологии учетных процессов конкретного учреждения и последующее отражение этой методологии в автоматизированном учете в программах.

В рамках направления бухгалтерского и налогового консалтинга оказываются следующие виды услуг [3]: 

  • Постановка учета и ведение учета (отдельных участков и в целом);
  • Подготовка отчетности (бухгалтерская отчетность, налоговые декларации);
  • Проверка правильности ведения учета;
  • Корректировка ведения учета;
  • Восстановление учета.
  • Консультирование по отдельным вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • Проведение специализированных консалтинговых семинаров.

Следует отметить, что, как правило, определенные сложности вызывает порядок применения бюджетной классификации по операциям сектора государственного управления. В связи с этим, оказание консалтинговых услуг сопровождается ознакомлением с порядком применения Справочника КОСГУ, разработанном на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Эффективная технология предоставления бюджетного консалтинга предполагает [4]:

  • использование отработанной технологии консультирования, документирование результатов работы консультанта;
  • практическое применение нормативных документов по бюджетному учету;
  • прохождение экспертной проверки в нескольких источниках (правовые базы данных, информационно-аналитические системы, разработки аудиторских и юридических компаний);
  • составление плана консалтинговых работ;
  • ведение поэтапной отчетности по промежуточным результатам (не реже 1-го раза в месяц);
  • методическая и технологическая поддержка программных продуктов автоматизации бюджетного учета: обновление, установка релизов, дополнение форм отчетности и т.д.

Однако необходимо принимать во внимание, что консалтинговые решения представляют собой исключительно мнение специалистов консалтинговой компании и не имеют никакой правовой силы.

Но, тем не менее, важным достоинством применения консалтинга в бюджетных учреждениях является накопление и приумножение практического опыта в качестве коллекции консультаций и комментариев главных специалистов по налогообложению и учёту. В связи с этим повышается степень доступности современной системы учета для понимания, с опорой на комментарии специалистов в данной сфере деятельности, что способствует совершенствованию методологии ведения бюджетного учета и оптимизации бюджетного процесса в целом.

Использованные источники:

  1. «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 22.10.2019)
  2. «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н (ред. от 28.12.2018). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107678/ (дата обращения: 22.10.2019)
  3. Алейникова Ю. О., Воробьева Г. А., Нестеренко И. Н. Консалтинговые услуги в области использования государственного бюджета на примере программы Парус-Бюджет // Colloquium-journal. — 2019. — №10 (34). – с.73-76.
  4. Бухгалтерский бюджетный консалтинг [Электронный ресурс] – 1С: Сервистренд. – Режим доступа: http://www.servicetrend.ru/gos/business_consulting/ (дата обращения: 23.10.2019).
  5. Жуков В.А. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг // Вестник ГУУ. — 2017. —  №11. – с.91-99.

References:

  1. «O buhgalterskom uchete» [Elektronnyj resurs]: Federal’nyj zakon ot 06.12.2011 №402-FZ (red. ot 26.07.2019). – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (data obrashcheniya: 22.10.2019)
  2. «Ob utverzhdenii Plana schetov byudzhetnogo ucheta i Instrukcii po ego primeneniyu» [Elektronnyj resurs]: prikaz Minfina Rossii ot 06.12.2010 № 162n (red. ot 28.12.2018). – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107678/ (data obrashcheniya: 22.10.2019)
  3. Alejnikova YU. O., Vorob’eva G. A., Nesterenko I. N. Konsaltingovye uslugi v oblasti ispol’zovaniya gosudarstvennogo byudzheta na primere programmy Parus-Byudzhet // Colloquium-journal. — 2019. — №10 (34). – s.73-76.
  4. Buhgalterskij byudzhetnyj konsalting [Elektronnyj resurs] – 1S: Servistrend. – Rezhim dostupa: http://www.servicetrend.ru/gos/business_consulting/ (data obrashcheniya: 23.10.2019).
  5. ZHukov V.A. Sovremennye tendencii razvitiya rynka konsaltingovyh uslug // Vestnik GUU. — 2017. — №11. – s.91-99.