ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОМИЛОВАНИЕ

22 июня 10:59

Под помилованием понимается акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание.

Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Помилование является древнейшим институтом, хотя в настоящее время не все понимают его правовую природу. Упоминание о помиловании известно еще со времен царя Хаммурапи, который помиловал раба и спас его тем самым от смертной казни.

В России институт помилования относится к середине IX в., когда на территории страны было много князей, осуществляющих верховную власть на своей территории. Они могли и активно использовали помилование —  в том числе для привлечения на свою сторону побежденных воинов. Законом, в котором впервые было закреплено понятие помилования, стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Акт помилования издавались в виде манифестов – до 1905 г. или указов – после 1905 г.

Институт помилования, по сути, представляет собой высшую форму проявления гуманизма к осужденным за совершения преступлений.

Как верно отмечает Ю. В. Саженков, институт помилования может способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбию и милосердие с другой [1]. С другой точки зрения, институт помилования может и дискредитировать главу государства, а за одно и власть, которую он представляет.

В решении Верховного суда Российской Федерации отмечено, что процедура помилования не регулируется уголовным или уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется за пределами правосудия. Акт помилования носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В то же время вопрос о правовой природе института помилования вызывал и вызывает противоречивые мнения юристов, что затрудняет определение его отраслевой принадлежности. Многие ученые предполагают, что помилование относится к области государственного права (Синцова Т.А., Дурманов Н.Д., Сергиевский Н.Д.), а некоторые же утверждают, что помилование – это институт материального уголовного права, другие ученые склоняются к тому, что это межотраслевой институт [2].Данный вопрос пока не разрешен, а потому и возникают споры в правовом регулировании данного института. Однако, следует отметить, что порядок применения помилования регламентируют нормы уголовно-исполнительного права.

Согласно статистическим данным, если в Российской федерации в 1992 году из исправительных колоний в результатах актов помилования было освобождено 2726 человек, то в 1999 таких лиц было уже 7418 [3]. В 2016 году помилованию подлежали 6 человек.

В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие помилование. В связи с этим, предлагаем внести некоторые корректировки в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно:  пункт 1 статьи 85 сделать пунктом 2 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, а пункт 1 статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «Помилование – мера, применяемая актом верховной власти, полностью или частично освобождающая осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющая назначенное ему судом наказание более мягким».

Акт помилования является специфическим правовым документом, особенности которого заключаются в том, что институт помилования применяется только в отношении лиц, которые осуждены за совершение противоправного деяния и отбывают наказание. В пункте 3 статьи 50 Конституции РФ говорится, что «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания» [4]. Поэтому нельзя помиловать лицо, в отношении которого уголовный процесс находится на стадии возбуждения дела, предварительного расследования или судебного разбирательства до вынесения приговора, не вступив в противоречие со ст. 50 Конституции РФ. Таким образом, помилование не может выступать в качестве инструмента освобождения лица от уголовной ответственности.

Современные ученые-юристы выделяют несколько проблем применения института помилования. По мнению Л.Н. Бочарниковой, А.И. Бельского, которые полагают, что «применение помилования на практике на сегодняшний день противоречит конституционно закрепленным принципу разделения властей, принципу равенства всех перед законом и судом, а также принципу осуществления правосудия только судом». Помилование осужденных осуществляется Президентом РФ на основании п. «в» ст. 89 Конституции РФ. Таким образом, становится очевидно, что применение института помилования идет в разрез с применением некоторых основополагающих принципов российского права, в том числе принципа разделения властей, судебного принципа, принципа верховенства закона, а также принципа равенства перед законом и судом.

Чтобы не допустить дальнейших нарушений важнейших конституционных принципов, представляется необходимым разработать и принять федеральный закон о помиловании, который бы регулировал механизм функционирования указанного института в Российской Федерации.

Еще одной проблемой является и то, что законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого глава государства должен принять решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании. Данный факт объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента, и поэтому, только он может решить, в какие сроки необходимо рассмотреть вопрос по существу.

В администрации Президента РФ скопилось довольно большое число нерассмотренных ходатайств осужденных о помиловании. Согласно последним данным, с середины 2004 года осужденные и региональные комиссии по вопросам помилования вообще не получают ответов из администрации Президента Российской Федерации — ни положительных, ни отрицательных. Комиссии получают новые ходатайства осужденных, их рассматривают, отсылают в администрацию, что увеличивает общее число нерассмотренных материалов. Как показывает практика, это было характерно и для 2002–2003 годов: многие осужденные освобождались из исправительных учреждений, некоторые умирали, так и не дождавшись ответа на поданное ходатайство.

На наш взгляд это является пробелом в Российском праве, поэтому необходимо закрепить «разумные сроки» рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании.

Весь комплекс политических, правовых, организационных и других проблем помилования в России делает данную тему весьма актуальной. Требуются комплексные научные исследования данной формы смягчения участи осужденных, и прежде всего уяснения юридической природы и сущности помилования, путей его оптимального закрепления в законодательстве Российской Федерации.

 

 Список использованных источников

  1. Саженков Ю. В. Селивестров В. И. Правовые проблемы помилования в России. М.: Юриспруденция, 2008. С. 2.
  2. Саженков Ю. В. Селивестров В. И. Правовые проблемы помилования в России: 2-е издание, дополненное. М.: Московский институт права, 2008. С. 16-17.
  3. Левашова О. В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Левашова О. В. — Елец, 2007.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: / Компания «Консультант Плюс», 2020.