В настоящее время большое количество граждан и юридических лиц обращаются в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с целью приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основания возникновения прав на участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета описаны в статье 39.1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ: постановления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления касаемо предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность бесплатно; договора купли-продажи при предоставлении земли в собственность за определенную плату; договора аренды при передаче земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования.
Передача участка гражданам или юридическим лицам органами государственной власти для осуществления различных видов деятельности можно представить в виде общей схемы (рис.1). Проанализировав ее, можно сделать вывод, что земельные участки предоставляются как на платной основе (в большинстве случаев), так и на бесплатной. Продажа земельных участков государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, которые проводятся в форме аукционов, либо без проведения торгов.
Рисунок 1 – Схема предоставления земельных участков государственной и муниципальной собственности
Распоряжение уполномоченных органов о проведении аукциона принимается по заявлениям граждан или юридических организаций. Если аукцион проводится по инициативе заинтересованного лица, необходимо подготовить следующие документы: схему земельного участка, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка с перечислением целей использования, утверждение или отказ органов государственной власти схемы расположения земельного участка, материалы проведения кадастровых работ, постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности; заявление на проведение аукциона. После подготовки всех необходимых документов заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе. Его результаты оформляются в протоколе организатором аукциона. Стоимость аукционного земельного участка будет определяться по результатам данных торгов.
Аукцион проводится в электронной форме. Если при проведении аукциона была подана только одна заявка, или заявитель признан единственным участником аукциона, то земельный участок продается ему. Продажа участка без проведения торгов, согласно статье 39.3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, осуществляется в следующих случаях: при предоставлении в аренду для комплексного освоения территории; земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства членам такой организации; предоставления садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; предоставления собственникам зданий, сооружений либо помещений земельных участков на которых они расположены; земельных участков, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц.
При заключении договора купли-продажи цена такого земельного участка не может быть больше кадастровой стоимости.
Передача в аренду земельных участков государственной и муниципальной собственности также является одной из форм ее управления. Аренда оформляется в виде стандартного соглашения (договора), которое в дальнейшем проходит процедуру регистрации в Росреестре. Арендатор должен использовать земельный участок по целевому назначению, а также предоставить плату за временное пользование. Размер платы исчисляется исходя из итогов аукциона, за основу берется та цена, которую заявил победитель торгов. Если была подана одна заявка, арендный взнос исчисляется в размере начальной цены.
Договор аренды может заключаться и без проведения торгов, а именно в случае предоставления земельных участков, образованных в границах застроенной территории, юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного назначения, для реализации инвестиционных проектов, для комплексного освоения территории, для ведения сельскохозяйственного производства, гражданам претендующих на первоочередное или внеочередное приобретение участков, организациям для проведения работ по пользованию недрами, а также в других случаях предоставления земель, описанных соответствующей статьей.
Необходимо отметить, что механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляется несколькими способами, а это значит, что эффективность и результативность правового регулирования таких земель увеличивается.
Список литературы
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм.и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Консультант Плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/.
- Правовое обеспечение землеустройства и кадастров : учеб. пособие / Н. В. Гагаринова, К. А. Белокур, А. В. Матвеева. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – С. 73-75.
Literatura:
- Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 25.12.2018) (s izm.i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) Konsul’tant Pljus [Jelektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
/document/cons_doc_LAW_33773/ - Federal’nyj zakon ot 13.07.2015 N 218-FZ (red. ot 03.08.2018) «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2018) Konsul’tantPljus [Jelektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/.
- Pravovoe obespechenie zemleustrojstva i kadastrov : ucheb. posobie / N. V. Gagarinova, K. A. Belokur, A. V. Matveeva. – Krasnodar : KubGAU, 2018. – S. 73-75.