Введение
Взрывной рост информационных технологий, пришедшийся на вторую половину XX – начало XXI века, породил в обществе множество проблем. Но он же открыл множество новых до этого недоступных возможностей. Среди них – возможность получения образования дистанционным путем.
Совершенно очевидно, что с развитием телекоммуникационных, информационных технологий параллельно должны быть выработаны дистанционные образовательные технологии. Под дистанционными образовательными технологиями подразумевается возможность либо полностью, либо частично организовать взаимодействие учителя и учащегося на расстоянии.
Крайне важно своевременное внедрение дистанционных образовательных технологий именно в рамках начальной школы. Если школьники, только начинающие обучение, успешно освоят новый метод, в дальнейшем им будет проще адаптироваться, а сама адаптация пройдет мягко, без жестких и травматичных психологических нагрузок.
Кроме существенных перспектив, которые открывает дистанционное образование, преподавательский состав также столкнется с совершенно новыми проблемами, возможно, усугубятся старые, уже хорошо известные проблемы в образовании. Чтобы этого избежать, дистанционное образование как дисциплина должно вводиться в программу начальной школы, с одной стороны, широко и комплексно, с другой стороны, поэтапно и постепенно, с промежуточными проверками результатов.
Отдельно стоит сказать об актуальности дистанционного образования в начальной школе. В связи с возникшей в мире эпидемиологической ситуацией, образование было вынуждено перейти на дистанционную форму обучения. Большинство педагогов воспринимает произошедшее как крайнюю временную меру, которая будет действовать, пока не будет разработана и внедрена широкая программа вакцинации, не появится устойчивый иммунитет к Covid-19.
Стоит заметить, что данная точка зрения в корне своем неверна. Эпидемия лишь подстегнула, усилила те тенденции, которые и так уже существовали, но во многом оставались маргинальными, не признанными учителями старой школы, не владеющими в полной мере информационными технологиями и имеющими слабую техническую подготовку – недостаточную для полноценной организации дистанционного образования в начальной школе.
Мировой опыт, статистические исследования, проведенные рядом крупных университетов, дают основания полагать, что в ближайшие 20-30 лет дистанционное обучение станет преобладающим. Однако оно не сможет полностью вытеснить классическую, традиционную форму. Классическая форма, согласно исследованиям, сохранится преимущественно не в школах, а в университетах, в первую очередь, в крупных зарубежных, имеющих долгую историю и традиции: Гарвард, Массачусетский технологический университет, Кембридж, Сорбонна и другие.
Перейдем к обзору преимуществ и недостатков самой системы.
Преимущества дистанционного образования
- Экономическая выгода. Дистанционное обучение позволяет значительно снизить расходы родителей учащегося – как транспортные, так и организационные.
- Возможность работать с учеником по индивидуальной программе. Многие ученики, пропустившие часть материала в связи с болезнью, впоследствии уже не могут усвоить весь курс из-за того, что его темы взаимосвязаны между собой.
- Развитие самостоятельности. Курс обучения приобретает предельную гибкость. Так как место и время занятий может быть любым, можно корректировать продолжительность занятий в зависимости от обстоятельств.
- Мобильность. Для проведения урока достаточно двух планшетов, компьютеров, ноутбуков, смартфонов – у учителя и у ученика. Таким образом, процесс обучения может проходить фактически в любых условиях при наличии сети Интернет.
- Освоение технологий. И учитель, и ученик, пользуясь современными телекоммуникационными технологиями, приобретают опыт эксплуатации сложной техники, которая во многих секторах экономики доминирует.
- Безопасность педагогического состава. К сожалению, этот пункт также приходится включать в общую повестку. Только за последний год и только по официальным данным в России зафиксировано несколько сотен нападений учащихся школы на преподавателей.
- Безопасность учащихся. С помощью телекоммуникационных технологий преподаватели получают дополнительную юридическую защиту. Педагога невозможно упрекнуть в грубости, психологическом давлении, рукоприкладстве в отношении учащегося, так как физический контакт отсутствует.
- Нет смешения возрастов. Часть российских школ спроектирована крайне неудачно – начальная школа не имеет отдельного здания и объединена с кабинетами для старших классов, что повышает риск травматизации младшеклассников и развития социально-опасных явлений.
- Общие показатели безопасности. Только за последний год полицией и ФСБ было предотвращено порядка 10 нападений на школы. Что характерно, нападения с использованием оружия и взрывчатки были спланированы учениками старших классов.
- Исключение коррупционных составляющих. Видео-общение, которое фиксируется на специальные приборы, исключает неформальные контакты между учеником и учителем, а также родителями ученика и учителем.
Проблемы дистанционного образования
Было бы неразумно и безответственно умолчать о том, что новое, только развивающееся явление имеет множество спорных моментов:
- Учащиеся начальных классов еще недостаточно подготовлены для того, чтобы самостоятельно распределять учебное время. Недостаточно ответственности и мотивации. Решение проблемы – широкое привлечение родителей к контролю над образовательным процессом.
- Недостаток интерактивных средств коммуникации, низкая скорость работы Сети. Технического оборудования остро не хватает, особенно в многодетных, малообеспеченных семьях. Решение проблемы – введение Федеральной или Целевой программы с софинансированием из муниципалитетов. Возможно привлечение меценатов.
- Отсутствие прямого, живого общения между учеником и учителем. И ребенку, и подростку сложно сформировать доверительные отношения с педагогом, с которым он не общается лично. Тот не является для него в полном смысле моральным авторитетом. Решение проблемы – разработка Министерством Образования, как на федеральном, так и региональном уровне, специальных программ повышения квалификации учителей начальной школы.
- Нарастание социального неравенства. Более технически оснащенные ученики получают необоснованное преимущество в процессе обучения. Решение проблемы – совместные меры Министерства образования и Министерства социальной защиты в рамках оказания помощи социально незащищенным слоям населения.
- Затруднено проведение ряда предметов. Довольно сложно провести физические и химические опыты, урок по изобразительному искусству, музыке, физической культуре. Решение проблемы – подготовка новых образовательных программ с передачей части часов в развивающие центры и секции по месту жительства ребенка.
- Чрезмерная нагрузка на родителей. Большинство родителей на период карантина были вынуждены перейти на удаленный формат работы, что для них непривычно и вызывает дискомфорт. Параллельно они вынуждены контролировать учебу детей. При этом в большинстве семей, как правило, один персональный компьютер. Решение проблемы – подготовка и внедрение в практику психологических курсов и тренингов для родителей. В этих целях могут быть привлечены социальные работники и штатные психологи стационарных лечебных учреждений.
- Проблемы со здоровьем. Человеческое зрение не рассчитано на столь долгую работу за экраном, это вызывает у детей уже в раннем возрасте существенные проблемы с глазами. Также нарушается осанка, от малоподвижного образа жизни нарастают показатели, которые во взрослом возрасте могут привести к болезням сердечнососудистой, нервной системы, ожирению. Решение проблемы – ограничение максимально допустимых нагрузок в течение суток в соответствии с возрастными потребностями, проведение перерывов на физкультуру, обязательное обучение учащихся гимнастике для глаз.
Выводы
Как было сказано выше, неправильное, поспешное введение дистанционного обучения в начальной школе, несмотря на всю его актуальность и необходимость, может привести к социальному расслоению учащихся, возникновению у них психологических проблем, чувства неполноценности, одиночества из-за отсутствия общения со сверстниками в живом формате непосредственно в стенах школы.
Однако не стоит забывать, что дистанционное образование дает возможность освоить школьную программу тем, кто имеет ограниченные возможности, не может посещать школу по состоянию здоровья. Так как конечным бенефициаром, то есть получателем образовательных услуг, являются, в конечном счете, дети, на эту проблему необходимо обратить основное внимание, широко привлекая к процессу обучения:
- педагогов дополнительного образования,
- руководителей секций и кружков,
- родителей и старших родственников,
- представителей благонадежных общественных организаций.
Без их участия организовать полноценное дистанционное образование в начальной школе не представляется возможным вследствие новизны методики, ее практической непроработанности, отсутствия наглядных учебных и методических материалов для педагогического состава.
Список литературы
- Федосов А.Ю. Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров. Российский государственный социальный университет.
- Первин Ю.А. Дистанционное обучение младших школьников: опыт, проблемы, перспективы. В сборнике: Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. и науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. Москва. 2008.
- Лапенок М.В. Подготовка педагогов для дистанционного образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 1.
- Майкл Аллен. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным.
- Генне О. В. Дистанционное обучение — новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004.
- Мэттью Мердок, Трейон Мюллер. Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса.
- Уильям и Кэтрин Хортон. Электронное обучение: инструменты и технологии.
- Елена Тихомирова. Живое обучение.
- Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов. 2017. Отв. Ред. Вайндорф-Сысоева М.Е.
- Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007.
- Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004
- Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004.