В настоящее время достижение нового качества образования является актуальной задачей, которая стоит перед современным отечественным образованием. Разрыв между ЗУН (знаниями, умениями и навыками), которые получает студент в ходе теоретического образования и производственными реалиями, с которыми сталкивается молодой специалист преодолевается в результате использования компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов.
Профессиональное развитие и становление будущего учителя немыслимо без изучения специальных дисциплин, а также дисциплин психолого-педагогического блока. Но, нельзя обесценивать роль практики в данном процессе, которая является важной частью профессиональной подготовки будущих учителей. Практика выступает в качестве промежуточного звена между теоретической подготовкой и решением практических задач, а также дает толчок к самовоспитанию и самосовершенствованию[2].
Основное назначение практики состоит в подготовке студентов бакалавриата к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков и профессиональной адаптации.
Все это повышает конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда.
Необходимо отметить, что важным в ходе подготовки и проведения практики является то, насколько сами студенты бакалавриата стремятся стать хорошими учителями, и насколько самостоятельно и осознанно организуют свой процесс профессионального развития, а также понимают ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения[1]. При этом студент к моменту прохождения практики должен не только иметь представление о существующих технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в обучении, обладать умениями и навыками обращения с различными техническими средствами, уметь создавать и использовать современные дидактические материалы на занятии[3].
ФГОС ВО третьего поколения определяет, что особое внимание при подготовке студентов необходимо уделять компетенциям выпускника [4].
Выпускник ВУЗа должен обладать следующими основными характеристиками:
- способность, готовность и желание к непрерывному самообразованию и образованию;
- критическое мышление, мобильность и склонность к предпринимательству и принятиям рисков;
- культура отношений и поведения;
- способность к предприимчивости и творчеству (креативности);
- ответственность за результаты своего труда;
- толерантность и умение работать как самостоятельно, так и в команде.
ФГОС нового поколения в качестве основных категорий определяет «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции.
Под общекультурными компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Профессиональные компетенции определяются как способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность специалиста определена как интегральная характеристика, определяющая его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, которые возникают в реальных ситуация педагогической деятельности.
В ФГОС ВО практики относятся ко второму блоку, который в полном объеме относится к вариативной части программы [4].
В ходе практики студенты получают опыт реализации целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности, что составляет ценность такого вида учебной деятельности, как практика.
Практика студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль образовательной программы «Начальное образование» факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовского государственного университета» осуществляется на базе общеобразовательных школ как города Нижневартовска, так и школ других муниципалитетов Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.
Согласно учебному плану на практику у студентов, обучающихся на начальном образовании выделяется:
- в третьем семестре — Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности);
- в четвертом семестре — Производственная практика (Педагогическая практика);
- в шестом и седьмом семестрах — Производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);
- в восьмом семестре — Производственная практика (Преддипломная практика).
В рабочей программе Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности определены следующие виды заданий, которые необходимо выполнить студентам в ходе прохождения практики:
Оформление конспекта урока осуществляется по форме
Тема:
Цели:
Планируемые результаты:
Оборудование:
Оформление доски:
Ход урока
Этапы урока/структурные элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма дневника для фиксирования протоколов наблюдений студентом уроков учителя и написания их педагогического и методического анализа в течение практики:
№ п/п |
Дата |
Предмет, цель наблюдения. План наблюдения. |
Наблюдение |
Анализ Выводы |
|
|
|
|
|
Форма дневника для оценки деятельности студента в ходе практики
№ п/п |
дата |
предмет |
Тема, цели урока |
Анализ урока, воспитательного мероприятия |
Отметка и подпись руководителя практики от профильной организации (руководителя практики от организации (НВГУ)) |
|
|
|
|
|
|
План внеклассного мероприятия по предмету
- Класс
- Тема внеклассного мероприятия.
- Цель и задачи внеклассного мероприятия.
- Форма проведения
- Используемая наглядность и ТСО.
- Развёрнутый конспект внеклассного мероприятия.
- Список используемых источников.
И схема его психолого-педагогического анализа и самоанализа.
Уже в ходе обучения каждому студенту необходимо осознавать, что после окончания высшего учебного заведения перед ним встанет проблема трудоустройства. Именно поэтому прохождение практики позволяет студентам объективно оценивать свои силы и возможности, и нацеливаться на дальнейшую работу в школе.
Опыт, прохождения студентами факультета педагогики и психологии практики, показывает, что задания, представленные в рабочей программе, позволяют сделать объективные выводы по полученным результатам и способствуют формированию профессиональной компетентности и готовности к будущей педагогической деятельности.
Литература
- Белан Т. Г. Практическая подготовка и особенности ее организации в педагогических вузах Украины // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 484-487.
- Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2005.
- Павлова Я.В., Сакович С.И. Некоторые подходы к организации педагогической практики студентов Потенциал современной науки. 2015. № 8 (16). С. 109-111.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 от 04.12.2015 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
Literatura
- Belan T. G. Prakticheskajapodgotovkaiosobennostieeorganizacii v pedagogicheskihvuzahUkrainy // Molodojuchenyj. — 2014. — №1. — S. 484-487.
- Kukushin V.S. Vvedenie v pedagogicheskujudejatel’nost’. Rostov-na-Donu, 2005.
- Pavlova Ja.V., Sakovich S.I. Nekotoryepodhody k organizaciipedagogicheskojpraktikistudentovPotencialsovremennojnauki. 2015. № 8 (16). S. 109-111.
- PrikazMinisterstvaobrazovanijainauki RF № 1426 ot 04.12.2015 g. «Ob utverzhdeniifederal’nogogosudarstvennogoobrazovatel’nogostandartavysshegoobrazovanija po napravlenijupodgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoeobrazovanie (uroven’ bakalavriata) ».