Курсы anima borealis и fabulae borealis как пространство развития этнокультурного аспекта образования студентов

21 мая 6:59

УДК 378:371.398

В миссии Северо-Восточного федерального университета отмечается, что в ближайшие годы университет станет «стратегическим центром для формирования единого культурного и научно-образовательного пространства, основанного на ценностях национальной культуры народов северо-востока России».[1] Цели, поставленные в миссии университета, отражаются в специальных образовательных программах и отдельных дисциплинах, имеющих этнические, культурные и региональные особенности. Например, Институт языков и культур народов Северо-Востока Российской Федерации реализует программы бакалавриата по социокультурному дизайну и магистерскую программу по визуальной культуре. В институте создан Центр культурных исследований, который концентрирует свои усилия на изучении проблем сохранения культурного наследия региона, его интеграции в современную практику и формировании национальной и региональной идентичности. В Институте зарубежной филологии и региональных исследований в рамках магистерской программы по языкознанию и межкультурной коммуникации проводятся сравнительные лингвокультурологические исследования с использованием материалов иностранных и региональных языков и культур. Университет разработал и рекомендовал включить в учебные программы направления подготовки по социальным, гуманитарным, инженерным, техническим и естественным специальностям. Также есть дисциплины отражающие историю, национальную и региональную идентичность культур Северо-Востока России как История Якутии и Северо-Востока России, Геокультурное пространство Арктики, Литература народов Якутии и др. Однако эти дисциплины преподаются на русском языке и, к сожалению, ограничены лишь узким регионом Севера России. Поэтому, используя наше членство в Университете Арктики, международной сети университетов и колледжей по всей арктической зоне мира, мы обсудили с коллегами из Арктических стран возможность разработки междисциплинарных курсов, которые могли бы интегрировать местные региональные и глобальные знания, а также опыт в межрегиональном и международном контексте Арктики и Севера. Доктор Кэтлин Осгуд (PhD), профессор Университета Антиох (США) и Центра северных исследований Университета Арктики разработала такой курс. Им стала дисциплина Fabulae Borealis: Stories and Storytelling in the Circumpolar World, которая была включена в учебный план кафедры английской филологии в разделе дисциплин по выбору с 2012 года.[2] Следующим стал курс Anima Borealis: Spirit Masters and Spirit Worlds, который был включен в учебный план с 2015 года.[3]  Дисциплины  ведутся  и сейчас в режиме онлайн на английском языке.

Эти два курса теперь составляют программу STUDIA BOREALIS и ведутся Университетом Арктики в рамках проекта Arctic Virtual Learning Tools, который объединяет Университет Арктики и его различные стратегические направления — Арктический портал, Ассоциацию полярных ученых ранней карьеры (APECS) и Международный центр по делам оленеводства (ICR).[4] Программа представлена дисциплинами уровня бакалавриата или первого курса магистратуры в центре внимания которых широкий круг проблем, вопросов жизни в Арктике, коренных жителей циркумполярных территорий, их взгляд на освоение Севера, их мнение об изменении климата и устойчивости сообщества. При разработке программы были использованы результаты широкого спектра Арктических исследований. Программа ориентирована на интерактивную учебную деятельность студентов, интенсивное обсуждение в форумах. Письменный формат курсов дает возможность комбинировать как конкретный вклад местных сообществ, так и всех ученых обширного циркумполярного мира.

Давайте рассмотрим содержание и задания двух рассматриваемых курсов.

Курс Anima Borealis: Spirit Worlds and Spirit Masters направлен на поиск ответов на сложные вопросы о взаимоотношениях между людьми и объектами неживого мира, понимании роли шаманизма в циркумполярном мире.

Студенты рассматривают такие актуальные темы, как влияние шаманизма на современную идентичность коренных народов, а также потенциал шаманизма для того, чтобы ответить на вызовы глобализации и изменения климата в циркумполярном мире. Этот подход особенно важен в глобализирующемся мире, испытывающем давление экологических проблем, поскольку духовный мир может стать резерватом восстановительной силы на Севере.

Anima Borealis стремится помочь студентам признать роль духовных наставников и духовных миров как средство адаптации северных народов, живущих в сложных условиях. Студенты также изучают альтернативные подходы в качестве основных средств для решения как местных, так и глобальных проблем.

Во многих северных культурах коренных народов традиция передачи знаний через устные рассказы, истории по-прежнему активна. Более того, мифы и легенды, на которых основаны истории, могут быть тем ключом, который обеспечит культурно этническую устойчивость в современный период глобализации, перед лицом экологической опасности и угрозы изменения климата. Кроме того, знание собственного культурного наследия в виде историй, передающихся из поколения в поколение, способствует этнокультурной самоидентификации. Именно поэтому был разработан и предложен курс Fabulae Borealis: Stories and Storytelling in the Circumpolar World. Студентам предлагается выбрать фольклор, рассказы, песни и традиции одной группы северных народов по своему усмотрению, провести исследование роли, которую выбранный рассказ или легенда играет для конкретного народа.   В заключении проекта необходимо показать исследованную историю в виде спектакля по традиции устного театра коренных народов.

Pic.2. Fabulae Borealis: Stories and Storytelling in the Circumpolar World. Screenshot of the opening page of the course from Virtual Learning Tool, University of the Arctic.

Материалы Anima Borealis и Fabulae Borealis предоставляются в режиме онлайн через Виртуальный обучающий инструмент Университета Арктики (VLT).

Основным учебным материалом являются видеолекции, записанные преподавателями Центра циркумполярных исследований. Они доступны на видеохостингах YouTube и Vimeo.

Приведем примеры обязательных материалов для чтения. Так, например, об обоснованности и эффективности шаманских практик можно узнать из научных статей антропологов в журнале Experiental Shamanism and Spiritual Healing. В материалы курса включены отрывки из фильмов о Севере, записи северной магической музыки и художественные образы в картинах с целью показать, каким образом воплощается в них северная духовность.

Оценка работы студентов производится по завершении их еженедельной работы (10 часов в неделю в течение 12 недель). Студенты публикуют тематический текст (минимум 300 слов) в форме экспериментальных дискуссий, на которые приходится 80% оценки. Преподаватели оценивают обсуждения, используя специально разработанные критерии. Чтобы получить максимальные баллы, студент должен продемонстрировать четкое понимание материала для чтения, продемонстрировать понимание заданий, ясность выражения мыслей, связь с другими студенческими работами.

Ключевыми элементами курсов являются задания, которые отличаются от обучающих заданий, используемых повсеместно. Так, например, одно из заданий демонстрирует активные взаимоотношения с миром, отличным от мира человека.  В задании студент должен описать свой контакт с деревом. Это могут быть воспоминания из детства или студент может самостоятельно попытаться установить связь с деревом в ближайшем лесу. Другая аналогичная задача — прислушаться к камню и постараться услышать скрытые голоса естественного мира. Эти задачи направлены на то, чтобы открыть в себе мир так называемой «консенсусной реальности» и мир иного, отличного от обыденного сознания. Такие задания должны помочь студентам понять, что такое вера в духовный мир или ее отсутствие. Практика показала, что некоторые из студентов принимали подобные задания критически. Однако, после их выполнения, они начинают чувствовать природу, а бережное отношение к ней усиливается. В конце концов, студенты могут подробно рассказать о том, как вера или неверие влияют на понимание духовного мира и духовного мастерства и приводят аргументы в пользу собственного опыта.

Pic. 3, 4. The example of the first lecture and the week’s assignment (experiential discussion). Screenshot from Virtual Learning Tool, University of the Arctic.

Заключительное задание представляет собой симпозиум (на него приходится 20% от уровня), где студент должен написать и опубликовать на сайте финальный проект. Эта индивидуальная работа связана, по крайней мере, с одной из тем курса, в которой излагаются их намерения и методы, и интерпретируются выбранные темы проекта.

Pic. 5. The example of the final Symposium Workshop. Screenshot from Virtual Learning Tool, University of the Arctic.

Таким образом, включение двух вышеупомянутых дисциплин в учебный план дало положительные результаты, что проявилось в следующем.


  • Студенты выработали навыки самостоятельного поиска материалов, творческого письма, а также способность «слушать» друг друга. Они научились комментировать и оценивать работу своих сокурсников по этой дисциплине, получили возможность изучить и использовать широкий спектр разнообразных учебных материалов.
  • Студенты получили опыт межкультурной коммуникации, поскольку вместе с ними в виртуальной аудитории на английском языке учились студенты из Канады, Финляндии, США, России, Норвегии.
  • Студенты поняли и признали роль духовных ценностей, духовного мира, историй и мифов в устойчивой адаптации северных народов, живущих в сложных условиях Арктики как в прошлом, так и в настоящем.
  • Студенты начали понимать, что они составляют неотъемлемую часть глобальной арктической культуры, которая сочетает в себе как универсальные, так и конкретные аспекты. Они приходят к осознанию, что духовный мир практически является источником восстановительной силы на Севере.

Литература


  1. Северо-Восточный федеральный университет // Режим доступа: www.s-vfu.ru (Дата обращения: 25.05.2017)
  2. Anima Borealis: Spirit Worlds and Spirit Masters in the North. Virtual Learning Tool Online. University of the Arctic. Web. 24 May 2017. Режим доступа: http://vlt.is (Дата обращения: 20.05.2017)
  3. Fabulae Borealis: Stories and Storytelling in the Circumpolar World. Virtual Learning Tool Online. University of the Arctic. Web. 24 May 2017. Режим доступа: http://vlt.is (Дата обращения: 20.05.2017)
  4. Studia Borealis // Режим доступа: http://vlt.is (Дата обращения: 20.05.2017)

References


  1. Severo-Vostochnyj federal’nyj universitet // Rezhim dostupa: www.s-vfu.ru (Data obrashhenija: 25.05.2017)
  2. Anima Borealis: Spirit Worlds and Spirit Masters in the North. Virtual Learning Tool Online. University of the Arctic. Web. 24 May 2017. Rezhim dostupa: http://vlt.is (Data obrashhenija: 20.05.2017)
  3. Fabulae Borealis: Stories and Storytelling in the Circumpolar World. Virtual Learning Tool Online. University of the Arctic. Web. 24 May 2017. Rezhim dostupa: http://vlt.is (Data obrashhenija: 20.05.2017)
  4. Studia Borealis // Rezhim dostupa: http://vlt.is (Data obrashhenija: 20.05.2017)