ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ

28 ноября 10:37

Название «суверенные фонды благосостояния» (sovereign wealth fund),  впервые было дано в статье «Кто держит богатство нации?» Эндрю Розанова, опубликованной в Центральном банковском журнале в 2005 году. [8] В своей статье Э. Розанов определил суверенные фонды как «пулы активов». В последующих работах были использованы следующие подходы к пониманию сути суверенных фондов: так В. Делвин и Б. Браммитт охарактеризовали суверенные фонды как «специализированные государственные фонды», А. Ловери понимал суверенные фонды, как «механизмы».

          В научной литературе не выработано общего подхода в отношении использования термина «суверенный фонд». В таблице 1 приведены различные подходы к определению этого понятия.

Таблица 1 – Подходы к определению понятия «суверенные фонды»[1]

Автор

Определение

М.Г. Бароновская

Суверенный фонд — это «обособленная совокупность денежных средств, используемая государством для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов и финансирования бюджетного дефицита

К. Балдинг

Суверенный фонд благосостояния — это «капитал, полученный в результате чистого накопления богатства и управляемый государством или окологосударственным органом (государство сохраняет за собой право контроля инвестиционного капитала), который инвестирует в различные активы, стремясь получить отдачу, превышающую безрисковую норму доходности (суверенный фонд таким образом принимает на себя риски, на которые не идут государственные органы в своей обычной деятельности)

Б. Браммит и В. Делвин

В широком смысле суверенным фондом может называться любой фонд, который управляет государственными средствами и инвестирует их независимо от источника дохода. Более узкое определение сводится к государственным инвестициям в иностранной валюте, управление которыми происходит отдельно от финансовых резервов.

Е.А. Васин

Суверенный фонд это созданный центральным (или региональным) правительством, юридически, финансово и организационно обособленный фонд, средства которого формируются за счет сверхплановых доходов бюджета от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, несырьевого профицита бюджета, части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, управляется и используется в целях обеспечения стабильности и развития экономики на определенном временном горизонте

С. Мезикапо

Суверенный фонд — принадлежащий государству пул активов (внутригосударственных и зарубежных), юридически, финансово и операционно-обособленных от иных государственных активов и обязательств, предоставляющих политическим (не кредитно-денежным) органам возможность достижения различных публичных целей, кроме связанных с осуществлением кредитно-денежной и валютной политики и управлением публичными пенсионными фондами.

Пановой Г. С.

Суверенный фонд — институциональный инструмент экономической политики государства, аккумулирующий внебюджетные финансовые ресурсы и (или) материальные активы, и предназначенный для решения приоритетных задач экономического развития, включая обеспечение экономической безопасности и достижение долгосрочных целей развития страны, реализуемых на национальном и международном уровнях.

 

          Исходя из рассмотренных подходов, мы можем сделать вывод, что суверенным фондом благосостояния является инвестиционный фонд, созданный государством для достижения макроэкономических целей

(исключение составляют: фонд Сингапура – Темасек, Китайская Инвестиционная Корпорация, фонды ОАЭ и нефтяной фонд штата Аляска), который состоит из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте. Фонды создаются в качестве инструмента глобального инвестирования в экономику государства и для сохранения стабильности в период кризиса. Суверенные фонды, как правило, формируются за счет профицита платежного баланса, официальных операций с иностранной валютой, поступлений от приватизации, бюджетного профицита и/или поступлений от экспорта биржевых товаров. Большинство фондов благосостояния появилось в тех странах, доход которых зависит от экспорта сырьевых товаров (например, нефть).       Кроме того, существуют различные точки зрения в отношении    классификации суверенных фондов. В таблице 2 приведены лишь некоторые концепции.

Таблица 2 – Основные классификации суверенных фондов[2]

Автор концепции

Основные тезисы

Sovereign Wealth Fund Institute

Исходя из функций выделяются 5 групп суверенных инвесторов:

1. Центральный банк или орган денежно-кредитного регулирования;

2. Суверенный инвестор, ориентированный на ликвидность;

3. Суверенный инвестор, ориентированный на покрытие ответственности;

4. Суверенные фонды стратегического развития;

5. Суверенный инвестор преемственности поколений

Международный валютный фонд

Фонды делятся на стабилизационные фонды, фонды сбережений для будущих поколений, корпорации по инвестированию резервов, фонды развития и фонды условных пенсионных резервов

Министерство финансов США

Суверенные фонды — один из четырех видов суверенного богатства наряду с международными резервами, государственными пенсионными фондами и государственными корпорациями

Коллектив авторов из Гарвардской школы Кеннеди

4 группы суверенных инвесторов:

(1) суверенные фонды;

(2) центральные банки;

(3) публичные пенсионные резервные фонды;

(4) суверенные фонды развития, банки развития и агентства развития.

Критерии: основной источник капитала, основные функции, типичные инвестиционные модели

International Financial Services London

Существует 5 видов государственных инвестиционных механизмов:

— суверенные фонды благосостояния (Стабилизационные / сберегательные фонды);

— суверенные и публичные пенсионные фонды;

— государственные инвестиционные фонды;

— государственные фонды развития;

— аффилированные с государством корпорации

 

          Из данных таблицы следует, что существуют различные подходы к определению и классификации суверенных фондов. Однако общепринятой считается классификация Международного валютного фонда (МВФ), согласно которой фонды делятся на 5 основных групп (таблица 3).

Таблица 3 – Классификация суверенных фондов[3]

Наименование группы

Характеристика

Примеры

Стабилизационные фонды

часть средств, которая выводится за рамки бюджета. То есть происходит изоляция денежных средств от резких колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы

Резервный Фонд РФ (Россия); Economic and Social Stabilization Fund (Чили); Petroleum Fund of Timor-Leste (Восточный Тимор)

Сберегательные фонды (фонды будущих поколений)

используются для перевода активов сектора добывающей промышленности в диверсифицированные активы

Kuwait Investment Authority (Кувейт); Government Pension Investment Fund — Global (Норвегия); Abu Dhabi Investment Authority (АОЭ), Libyan Investment Authority (Ливия); Фонд национального благосостояния (Россия)

Общественные пенсионные системы

фонды, финансируемые государством. Средства фондов используются на выплату социальных пенсий

Future Fund (Австралия); National Pensions Reserve Fund (Ирландия); New Zealand Superannuation Fund (Новая Зеландия)

Фонды развития

создаются для финансирования проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны

European Development Fund (ЕС); Nordic Development Fund (Дании, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция);«Самрук- Казына» (Казахстан); Mudabala Development Company (ОАЭ); National Development Fund of Iran (Иран)

Специализированные корпорации

представляют собой суверенные фонды по управлению золотовалютными резервами, вкладываемыми в рыночные инструменты

China Investment Corporation (Китай); Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур); Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка Казахстана

 

          Существует и другая классификация фондов, заслуживающая внимания. П.А. Казакевич дал следующую классификацию суверенным фондам благосостояния (таблица 4). Представленная классификация является более полной, поскольку включает в себя множество признаков. СФБ представляют собой разнородную группу, состоящую из бюджетных стабилизационных фондов, сберегательных фондов, корпораций по инвестированию резервов, фондов развития и пенсионных резервных фондов без прямых пенсионных обязательств.

Таблица 4 – Классификация суверенных фондов по П.А. Казакевич[4]

Признаки

Характеристика

по целям создания

стабилизационные фонды, ориентированные на кратко- и среднесрочную стабилизацию колебаний в доходах и расходах бюджета государства, дополнительное финансирование государственных расходов, и фонды будущих поколений, ориентированные на снижение финансовой нагрузки на будущие поколения в рамках более длительного периода, измеряемого десятилетиями

по механизму наполнения

фонды, отчисления в которые привязаны к ценам сырьевых ресурсов, и фонды, отчисления в которые не зависят от уровня цен сырьевых ресурсов

по источникам формирования

фонды, формирующиеся за счет: доходов от экспорта сырьевых ресурсов (нефти, газа, меди, алмазов, фосфатов и т.д.); профицита бюджета государства, обеспеченного положительным сальдо торгового баланса за счет экспорта несырьевых товаров; неиспользованных по итогам финансового года остатков средств бюджета; доходов от приватизации; зарубежной финансовой помощи

по организационно-правовой форме

фонды, существующие в виде самостоятельных юридических лиц, и фонды в виде отдельных денежных счетов (совокупности счетов)

по степени интеграции в национальную бюджетную систему

фонды, входящие в состав бюджета государства, и фонды, являющиеся внебюджетными

 

            Богатые запасы природных ресурсов, прежде всего углеводородов и полезных ископаемых, открывают большие возможности для развития экономики государства, но они также ставят страны-экспортеры перед сложными политическими вопросами. Сколько сэкономить на длительный срок и как инвестировать сбережения? Сколько нужно выделить средств в резервы? Как внедрить крупные инвестиционные программы? Суверенные фонды могут быть настроены для выполнения ряда функций (таблица 5), но они являются лишь механизмом, помогающим решать такие проблемы.

Таблица 5 – Функции суверенных фондов[5]

Функции

Инвестиционные цели

Стратегическое распределение активов

Сберегательная

Равенство между поколениями, национальная обеспеченность, выполнение определенных долгосрочных обязательств или условных обязательств (пенсий).

долгосрочные инвестиции, диверсификация с допустимым уровнем риска от умеренного до высокого и низкая потребность в ликвидности в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

 

Окончание таблицы 5

Предупредительная

Стабилизировать расходы в условиях краткосрочной и среднесрочной нестабильности доходов от ресурсов.

ликвидность, безопасность (сохранение капитала), краткосрочный и среднесрочный инвестиционный горизонт.

«Подушка безопасности»

Обеспечить выделение средств для увеличения расходов в соответствии с ограничениями по освоению ресурсов.

Безопасность (сохранение капитала), ликвидность, краткосрочный и среднесрочный инвестиционный горизонт.

 

          Многочисленные цели могут быть достигнуты путем соответствующего стратегического распределения активов в пределах одного фонда, или активы могут быть разделены на отдельные фонды с различными характеристиками.  Например, если долгосрочный портфель имеет достаточную ликвидность, сберегательный фонд может выполнять двойную функцию в качестве предохранительного фонда.  Цели фонда влияют на его инвестиционные цели и стратегическое распределение активов.  В центре внимания инвестиционной политики фонда должны быть не показатели отдельных классов активов, а показатели портфеля в целом, включающего сбалансированное сочетание различных классов активов.

          Э. Розанов сравнил суверенные фонды по темпу роста с хедж-фондами, указывая на то, что из всех существующих инструментов в области глобальных финансов первые привлекли наибольшее внимание, и тому есть три причины: [8] рост количества возникающих суверенных фондов;

  • заметный рост количества возникающих суверенных фондов;
  • быстрый темп накопления активов;
  • размер и масштабы некоторых суверенных фондов сопоставим с некоторыми крупнейшими пенсионными фондами и даже с резервами центральных банков.

          Трансграничное инвестирование суверенных фондов содействует экономическому росту, благосостоянию и экономическому развитию в экспортирующих и принимающих капитал странах. Фонды играют важную роль и на глобальном финансовом рынке, которая проявляется в стратегическом распределении активов и инвестиций в долгосрочной перспективе, что может быть полезным в периоды финансовых потрясений или макроэкономической напряженности.

Таблица 6 – Классификация суверенных инвесторов.[6]

Экономическая цель

Конкретная цель

Описание

Примеры

Максимизация прибыли

Балансирование между поколениями

Инвестирование для создания капитала для будущих поколений, например, преобразование невозобновляемых ресурсов в диверсифицированные финансовые активы

NBIM;

Kuwait Investment Authority

Финансирование будущих обязательств

Рост и сохранение капитала для покрытия будущих обязательств, например таких как пенсии

Australia Future Fund;

New Zealand Super Fund

Инвестирование резервов

Инвестирование избыточных резервов в потенциально высокодоходные активы с помощью финансовых стратегий, направленных на более высокую долгосрочную доходность и снижение издержек хранения резервов

China Investment Corporation;

Korea Investment Corporation

Стабилизация экономики

Содействие финансовой стабильности

Использование инструментов антициклическогд регулирования (фискальная политика) для изоляции экономики от внутренних и/или внешних потрясений, например изменения цен на сырьевые товары

Chile Economic and Social Stabilisation Fund

Стабилизация обменного курса

Использование ресурсов фонда для сбалансирования крупных притоков и оттоков капитала в краткосрочной перспективе (что может быть вызвано волатильностью цен на сырьевые товары) для предотвращения экономических пузырей

Резервный Фонд Российской Федерации

Использование фонда для управления объемом капитала, поступающего в национальную экономику в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить поддержание обменного курса на уровне, позволяющем осуществлять другие экспортные виды деятельности, например предотвращать голландскую болезнь

Mexico Oil Income Stabilisation Fund

Экономическое развитие

Инвестирование в жёсткую инфраструктуру

Внутреннее развитие жесткой инфраструктуры, включая, но не ограничиваясь этими категориями, транспорт, энергетика, управление водными ресурсами и связь

Nigeria Infrastructure Fund

Инвестирование в мягкую (социальную) инфраструктуру

Внутреннее развитие мягкой инфраструктуры, включает в себя социально-экономические проекты, такие как образование и здравоохранение

Mubadala Development Company

Проведение промышленной политики

Создание диверсифицированной экономики с целью снижения зависимости от одного ресурса или источника финансирования. Официальные стратегические усилия правительств по повышению производительности труда в конкретных секторах

Temasek;

BPI (France)

 

          Исходя из своих экономических целей, суверенные инвесторы могут быть сгруппированы в три категории (таблица 6).

Факторы, объясняющие стратегии распределения активов СФ, включают источник формирования, макроэкономические цели, обязательства, управление, подотчетность, толерантность к риску, целевые рынки и цели доходности.

          Например, Правительства стран с крупными Пенсионными Фондами стремятся максимизировать капитал через свои СФ для покрытия будущих обязательств. Страны, стремящиеся к стабилизации, используют суверенные фонды, чтобы оградить свою экономику от внутренних и/или внешних потрясений. А другие страны пользуются услугами суверенных инвесторов для поддержки экономического развития. Столкнувшись с агрессивной инвестиционной политикой со стороны фондов развивающихся государств, развитые государства увидели в них серьезную проблему. В результате, на совещании стран, имеющих свои суверенные фонды благосостояния, 30 апреля – 1 мая 2008 года в Вашингтоне (США) была создана Международная рабочая группа (МРГ), которая подготовила нормативный документ, касающийся политики формирования суверенных фондов, их целей, а также управленческой процедуры. Документ состоит из 24 основополагающих принципов, известный  под названием «Принципы Сантьяго», охватывающих общие положения прозрачности, управления, отчетности и инвестиционной политики суверенных фондов, давая им общее направление устойчивости и разумности функционирования.

          Под управлением средствами суверенных фондов понимается «деятельность по разработке и совершенствованию инвестиционной стратегии, правил, методов и способов формирования и использования (инвестирования) средств суверенных фондов и приведение их в состояние, позволяющее достичь основной цели (целей) создания фондов». [3] Средства фонда используются по распоряжению государства и на публичные цели. Это может быть финансирование социально важных проектов, поддержка бюджета страны в экономически сложный период. Отсюда следует, что управление фондом осуществляется государством, либо оно делегирует данную функцию. Кроме того, средства суверенного фонда вкладываются в ликвидные активы, установленные государством, что позволяет получать дополнительный доход. В зависимости от стратегии суверенных фондов направленность средств может существенно отличаться. Так, часть суверенных фондов инвестировали средства в крупные инвестиционные банки и первоклассные компании, что в конечном итоге способствовало установлению контроля над ними.

Список литературы

  1. Балдинг К. Суверенные фонды благосостояния и новая эра богатства БРИК   —  Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО. Июль 2010. — 34 с., стр 4
  2. Бароновская М.Г. Суверенные фонды благосостояния: институциональная организация и роль на мировом финансовом рынке / М.Г. Бароновская // Вестник экономической интеграции. — 2010. — No 8. — С. 143-148., утра 143
  3. Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами в Российской Федерации : дис… канд. эк. наук : 08.00.10 / Васин Евгений Александрович. — М., 2015. — 191 с., 32-35
  4. Казакевич П. А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Дайджест-финансы. 2009. N URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-deyatelnosti-suverennyh-fondov-blagosostoyaniya-1 (дата обращения 15.01.2021)
  5. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006 № С. 28—45.
  6. Трунин П.В. Роль нефтегазового сектора в экономике Норвегии / П. В. Трунин, Р. Х. Ибраев, А. В. Сорокина // 2014.
  7. Global Infrastructure Investment Association (GIIA) «Global Infrastructure Investment»,, 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pwc.com/gx/en/industries/assets/pwc-gi- ia-global-infrastructure-investment-2017-web.pdf (дата обращения 01.2021)
  8. Rozanov A., «Definitional Challenges of Dealing with Sovereign Wealth Funds,» Asian Journal of International Law, vol. 1, no.2, pp. 249–265, 2011. DOI: 10.1017/S2044251310000081
  9. Sovereign Wealth Funds and Long-Term Development Finance: Risks and Opportunities // Prepared by the Staff of the World Bank Group for the G20 Investment and Infrastructure Working Group, February 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.g20.utoronto.ca/2014/WBG_Sovereign_Wealth_Funds_and_Long_Term_Development_Finance_Risks_and_Opportunities.pdf (дата обращения 23.01.2020)
  10. Официальный сайт коммерческой организации Statista [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com (дата обращения 30.01.2021)
  11. Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imf.org (дата обращения 01.02.2021)
  12. Официальный сайт Организации экономического развития и сотрудничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org (дата обращения 15.01.2021)
  13. Официальный сайт PWC Global. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.com (дата обращения 15.02.2021)
  14. Официальный сайт Sovereign Welfare Fund Institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.swfinstitute.org (дата обращения 16.02.2021)

 

[1] Составлено автором по: [1, 2, 3].

[2] Составлено автором по: [5, 6, 7, 14].

[3] Составлено автором по: [11].

[4] Составлено автором по: [4].

[5] Составлено автором по: [9].

[6] Составлено автором по: [13]