Изначально, термин «экстремизм» происходит от латинского слова extremus – крайний. Как отмечает Е.В. Демидова, в юридической литературе нет чёткой позиции в понимании экстремизма, не сформулирован термин и также не раскрыты его сущностные характеристики [1, с. 1-4]. Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», как представляется, многовековой истории не имеет. Мы не находим его толкования ни в Толковом словаре русского языка В.И. Даля, ни в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, хотя определение близкого к экстремизму термина – «терроризм» – в данных словарях приведено [2, с. 65-71]. По мнению С.Н. Фридинского, данный термин стал активно использоваться для обозначения приверженцев к крайним взглядам и мерам с начала ХХ века, какими в тот период считали представителей левого крыла партии «Индийский национальный конгресс», являвшихся последовательными сторонниками борьбы за полную независимость Индии [3, с. 3]. Так, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова дают следующее определение экстремизма: «экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)». [4, с. 942]
В советском энциклопедическом словаре приводится следующее определение термина «экстремизм»: «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» [5, с. 1552]. В.Ю. Верещагин и М.И. Лабунец подчеркивают, что экстремизм – это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [6, с. 7-8]. В филологии экстремизм трактуется как приверженность к крайним взглядам и мерам [7, с. 1395]. Экстремизм не просто неприязнь, а крайняя степень пренебрежения [8, с.11].
В социологии экстремизм – это деструктивная тенденция, являющаяся препятствием для модернизации российского общества [9, с. 4,9]; приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении, во всех сферах человеческой активности: в межличностном общении, во взаимоотношениях полов, в отношении к природе, в политике и т.д. [10, с.799]; не просто пренебрежения к общественным нормам, правилам, законам, а крайняя степень пренебрежения [8, с.11].
В политологии экстремизм рассматривается как дестабилизирующий фактор, направленный на разрушение существующей политической системы [11, с.15]; негативный атрибут процесса человеческой жизнедеятельности [12, с.73]; заряд агрессии, ненависти и злобы [13, с.11]. Стоит отметить, что в советское время понятие «экстремизм» не было закреплено ни в Уголовном кодексе РСФСР принятом 2-й сессией ВЦИК XII созыва, введенного в действие постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г., ни в УК РСФСР 1967 г.
Понятие экстремизм закреплено законодателем в п.1 ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Так, под экстремизмом понимается:
а) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
в) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
з) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
и) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
к) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
м) организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
н) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Таким образом, перечень действий, которые являются экстремистскими является закрытым с точки зрения законодателя.
Согласно ст.1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм – это какое – либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке.
Что касается признаков экстремизма, то тут также существует плюрализм мнений. Воронцов С.А. выделяет такие признаки: наличие иной идеи, нежели та, которая реализуется в данном государстве и обществе; нетерпимость к сторонникам иных политических, экономических, этнических, конфессиональных взглядов; достижение экстремистских целей путем нарушения установленных правовых норм; публичность и массовость распространения экстремистских взглядов; идеологическое обоснование применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; преобладание эмоциональных способов выражения экстремистских идей; демонстративное игнорирование принятых в обществе нравственных правил и норм морали [2, с.65-71]. В качестве признаков экстремизма Амирокова Р.А. выделяет: это социальное явление; наличие идеологии; механизм этносоциальной и религиозной мобильности; это принцип и инструмент политической жизни [14]. В тоже время Воронов И.В. выделил следующие признаки: это способ разрешения социальных противоречий; крайняя форма политической борьбы [11, с.154].
В завершении вопроса о понятии и признаках экстремизма, как социального явления хотелось бы отметить, что законодателем нормативно не были установлены признаки экстремизма. Они выделяются при анализе ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В целом, в юридической науке понятие экстремизм рассматриваются в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле он определяется как «приверженность к крайним взглядам, мерам», в узком — как «идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление» [15]. Таким образом, можно сделать вывод, что в современной гуманитарной науке нет единого концептуального подхода к определению экстремизма, что делает этот аспект более актуальным с необходимостью дальнейшего исследования, для выработки универсальной дефиниции, которая будет содержать наиболее характерные признаки этого явления.
В юридической науке в качестве основных видов экстремизма выделяют расовый, национальный и религиозный. Любой из указанных видов экстремизма, а часто их сочетание, могут быть использованы политиками в борьбе за власть в государстве или даже за мировое господство. В таких случаях экстремизм становится политическим, становясь сложным системным образованием, включающим в себя указанные виды экстремизма, которые становятся его составной частью и послушным инструментом в руках нечистоплотных политиков.
Расовый, национальный и религиозный экстремизм может «вспыхивать» и «разгораться» в обществе в определённых ситуациях стихийно. Но и тогда он опирается на идеологию, обосновывающую и оправдывающую, доказывающую его преимущество для всех, кто разделяет подобное мировоззрение и убеждения. Как правило, эту идеологию «подхватывают» и «приспосабливают» к своим нуждам и средствам борьбы за власть прохвосты-политики. В таких случаях «идеологический экстремизм» одновременно дополняется «политическим экстремизмом» [16, с.186-191].
Относительно видов экстремизма в литературе также существую проблемы определения. Например, Хоровинников А.А. считает, «религиозный экстремизм выступает разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами,…» [17, с.7-8].. Лаза В.Д. утверждает, что в религии нет экстремизма, так как отстаивание лицами своей веры – одно из основных положений многих конфессий [18, с.290-291]. Важно отметить, что законодатель не дает понятия религиозного экстремизма вообще. Так, например, в Республике Казахстан, в ст. 1 Закона от 18 февраля 2005 г. № 31-III 3РК «О противодействии экстремизму» рассматриваемый нами вид экстремизма характеризуется как «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан». Кокорев В.Г. определяет религиозный экстремизм как — совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, а также феномен общественной жизни, выражающийся в крайней форме реализации радикальной религиозной идеологии, направленной на разжигание нетерпимого отношения к представителям других конфессий, либо проявляющийся в противоборстве в рамках одной конфессии [19, с.89-97]. В качестве его признаков, он выделяет: совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, феномен общественной жизни, реализация радикальной религиозной идеологии.
Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений — в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, в актах геноцида по отношению к так называемому коренному населению, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав, ее интересов, причем отвергаются подобные же права других национальных и этнических групп. Национальный экстремизм выдает себя за защитника «своего народа», его культурных ценностей, национального языка, экономических интересов и т.д. в ущерб представителям другим национальностей, проживающих на этой территории. Как правило, конечной целью националистов-экстремалов является создание самостоятельного государства, в котором они претендуют на политическую власть [16, с.186-191].
Политический экстремизм это осуществление политики крайними методами, которые направлены на радикальное изменение государственного строя, существующего в той или иной стране, его политического режима Особенности политического экстремизма в России связаны с переходным характером современного российского общества. Политический экстремизм наиболее ярко обнаруживает себя именно в переходные периоды. Распространение идеологии и практики экстремизма в современных российских политических процессах является во многом реакцией на избранный самостоятельный путь развития в условиях слабости вновь создаваемых социально-политических институтов, не способных пока в полной мере обеспечить эффективное и устойчивое развитие общества.
Кроме того, выделяют еще международный, государственный, идеологический и экономический, а также общеуголовный и другие криминальные виды экстремизма[20, с.177]. Некоторые ученые так же рассматривают проблему молодежного экстремизма. Молодежный экстремизм обычно начинается с пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их. И даже в спокойные в социальном и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи было всегда выше, чем среди остального населения [21, с.32-37]. Его особенностями по мнению Аристарховой Т.А.является:
— экстремизм зачастую формируется в среде маргиналов. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее;
— экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами;
— экстремизм проявляется чаще в тех социумах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствую игнорированию прав личности;
— данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности;
— экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Таким образом, важно отметить, что, несмотря на множество точек зрения относительно понятия экстремизм в современной юридической науке, под экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам. Современное законодательство в вопросах экстремизма содержит закрытый перечень действий, квалифицирующихся как экстремистские. Кроме того, не предусматривает различных видов экстремизма, которые разработаны учеными, а так же установленные законодательством других стран, что приводит к проблемам на практике и многолетней дискуссии среди ученых.
Экстремизм — сложное социальное явление, посягающее на права и свободы человека и гражданина, основы конституционного стоя России, целостность и безопасность российского государства и общества. На современном этапе развития общества, как Российской Федерации, так и мирового сообщества в целом появляются различные виды экстремизма, такие как политический, информационный, национальный, религиозный. Необходимо тщательно проводить исследования этих явлений, а также разрабатывать меры борьбы с экстремизмом и отдельными его видами.
Библиографический список
- Демидова Е.В. Экстремизм: Понятие и сущность // Вестник Казанского юридического института МВД России . 2010. № 2. С.1–4.
- Воронцов С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки// Философия права. Ростов-на-Дону: Издат. Рост. юрид. ин-та МВД России, 2007, № 4. С. 65-71.
- Фридинский С.Н. Экстремизм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. Ростов н/Д, 2003.С. 3
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1994. 942 с.
- Советский энциклопедический словарь: книга / под ред. А.М. Прохорова .4-е изд. испр. и доп. , Москва: Советская энциклопедия, 1989. 1552 с.
- Верещагин В.Ю., Лабунец М.И. Политический экстремизм: этнонациональная институционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002. С. 7-8.
- Большая российская энциклопедия. СПб., 1997. С. 1395.
- Молодѐжный экстремизм /под ред. А.А. Козлова. — СПб., 1996.С. 11.
- Русаков О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Северокавказского региона): дис. канд. соц. наук. Москва, 2004. С. 4, 9.
- Социологическая энциклопедия: в 2 т. Москва, 2003. Т. 2.799 с.
- Воронов М.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: дис. канд. полит. наук. Москва, 2003. С. 15.
- Ковалёв В.С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России: дис. канд. полит. наук. Москва, 2003. С. 73.
- Гречкина Е.М. Молодѐжный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: дис. канд. полит. наук. Ставрополь, 2006.С. 11.
- Амирокова Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: Автореф. дис. канд. полит. наук. Черкесск, 2006 г.
- Бирюков В.В. Еще раз об экстремизме // Адвокат.2006г. № 12.
- Сидоров Б.В. , Гумеров И.А. Криминальный экстремизм :понятие , виды и меры уголовно-правового противодействия. // Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4, С.186- 191.
- Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): Автореф. дис. канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 7-8.
- Лаза В. Д. Корни и профилактика религиозного экстремизма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 2. С. 290-291.
- Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма //Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина № 5, 2014 С. 89- 97.
- Мыльников Б.А. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: криминологический и уголовно-правовой аспекты: дис. канд. юрид. наук. Москва, 2005. 177 с.
- Аристархова Т.А. Основные черты и особенности молодежного экстремизма //Известия Тульского государственного университета. 2014г. С. 32-37.