Остановят ли малые города урбанизацию?

21 мая 6:15

Вопрос о размерах «идеального города» является предметом дискуссий на протяжении нескольких тысяч лет. В этом диспуте участвуют архитекторы, инженеры, философы, поэты и даже магистранты РАНХиГС.

Уже в 354 году до нашей эры в своем сочинении «Законы или О законодательстве» Платон последовательно и структурированно описывает схему «идеального» города и указывает точное число его жителей – 5040 человек. Причем, философ считает необходимость ограничения количества жителей одного города настолько критичной, что предлагает, в случае угрозы перенаселения, строить новый город[1].

Самый знаменитый ученик Платона, Аристотель, критиковал жесткие градостроительные решения своего учителя, но соглашался с ним относительно того, что город должен тщательно контролировать и собственные размеры, и численность населения.

Взгляды знаменитых греков разделяли многочисленные визионеры эпохи Возрождения, включая сэра Томаса Мора, который в своей книге «Утопия»  указывает, что в идеальном городе должно проживать шесть тысяч семей[2].

С тем, что небольшие города способствуют возникновению «химии» благодаря возможности сохранить их культуру и привлечь их жителей к городскому планированию лучшие умы человечества соглашаются и сегодня.

В частности, Президент России В.В. Путин отмечал: «всегда очень важно вовлекать людей в решение задач благоустройства своих городов так, чтобы человек чувствовал себя соучастником, соработником. И когда возникает «химия» между властью и непосредственно гражданами, ради которых мы с вами и работаем, тогда получается наибольший эффект, потому что люди чувствуют, что они тоже участники этого процесса, и конечный результат воспринимают как свой собственный результат».[3]

Автор данной работы, являясь на протяжении десяти лет руководителем строительной компании, специализирующейся на проектах развития городских территорий, полностью поддерживает мнения Платона, Аристотеля и Владимира Владимировича Путина относительно важности сохранения и развития малых городов.

На то есть целый ряд причин.

Для инженера не подлежит сомнению, что проблемы города растут пропорционально росту его территории и населения.

Размер города напрямую влияет на проблему сетей. Чем длиннее трубы водоснабжения, канализации и теплоснабжения – тем больше потери воды и тепла, а чем больше километров кабелей опутывают город – тем интенсивнее электромагнитное излучение. Чем больше в городе домохозяйств, тем больше пространства нужно оставлять под парковки и дороги и тем длиннее пробки, давно уже ставшие неотъемлемой частью современной городской культуры так же, как и свалки на городских окраинах – ведь чем больше город, тем больше отходов жизнедеятельности на одного горожанина он производит.

Нельзя также оставить без внимания и проблему безопасности – и не имеет значения, идет ли речь о ракетной атаке потенциального противника или о вспышке пандемии. Один удар способен аннигилировать миллионы граждан и парализовать работу органов управления целого региона.

Помимо технических вопросов, связанных с жизнеобеспечением города, в большом городе всегда актуальна проблема массовых депрессий, психических расстройств и вызванных ими бытовых преступлений.

Также нельзя сбросить со счетов и такой фактор, как урбанистическая культура. Она – практически ровесница мест постоянного компактного проживания представителей нашего вида; возникая в момент формирования городов, урбанистическая культура — в точном соответствии с пирамидой Маслоу – становится более важной и утонченной важнее и ростом благосостояния жителей и удовлетворением их базовых потребностей. 

Соответственно, разрастающийся город неизбежно вызывает у его успешных обитателей потребность «не отставать от других мировых городов»; создавать «образцовый мегаполис» — с образцовыми функциями, образцовыми искусственными ансамблями. Однако, строя образцовый город человек преобразовывает все остальное в отбросы, в нежелательное и бесполезное наследие прошлого — как продолженная через центр города автострада почти неизбежно превращает всё окружающее в пустошь.

В этой связи нельзя обойти вниманием Китай – одну из древнейших цивилизаций в мире. За полвека, начиная с 1949 года, Китай в результате плановой урбанизации почти вдвое увеличил количество городских жителей, но эти преобразования, проходившие под эгидой борьбы с «четырьмя пережитками»[4], привели к уничтожению исторических и культурных памятников, точное количество которых невозможно установить[5].

 

Таблица 1

Плановая урбанизация Китая 1949-1989 гг.

 

Таким образом, со всех точек зрения – инженерной, философской, культурной, экологической — городу следует быть небольшим. К сожалению, глобализация и современная экономическая модель имеют свое мнение на этот счет.

В 2017 году в Санкт-Петербурге, на форуме бизнес-школы «Синергия», который  вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый большой бизнес-форум в мире[6], неоднократно упоминалось, что в настоящее время человечество находится в начале наиболее динамичной урбанизации в своей истории и что этот процесс будет лишь ускоряться.

Данный тезис подтверждается мнениями многочисленных экспертов и фактическими данными такого авторитетного источника как «Demographia. World Urban Areas».[7]

В 1950 году на планете Земля было 83 города с населением свыше миллиона жителей. В 2000 году – 411, а уже в 2010 — свыше 800.

В 2000 году насчитывалось 18 городов с количеством жителей, превышающим десять миллионов человек, в 2005 – 20 городов, в 2010 – 23[8].

Центральной идеей в разговоре о стремительной урбанизации, участниками которой мы, volens nolens[9],  являемся, заключается в том, что  процесс этот лишь начинается. Нам может показаться, что всё уже произошло и набрало обороты, но на самом деле это только старт.

Древнегреческие Афины, которые Платон de facto и описал в своей схеме «идеального города», подарившие нашей цивилизации демократию, классическую философию, театр и ряд других фундаментальных достижений, в античную эпоху населяли от тридцати до пятидесяти тысяч граждан с правом голоса. В 2019 году афинская агломерация насчитывала свыше трех миллионов жителей.

В 1824 году Сингапур, который часто упоминают как эталон городского планирования и управления, был домом для одиннадцати тысяч жителей. В 2015 году его население превысило пять миллионов граждан.

В целом, в 1950 году на планете было 83 города с населением свыше миллиона жителей. В 2000 году – 411, а уже в 2010 — свыше 800.

В 2000 году насчитывалось 18 городов с количеством жителей, превышающим десять миллионов человек, в 2005 – 20 городов, в 2010 – 23[10].

Нет никаких оснований полагать (разве что, за подобное основание может сойти триумфальное шествие Ковид-девятнадцать), что существующая тенденция пойдет на спад, и вероятнее всего, правы исследователи, предполагающие, что население городов будет удваиваться приблизительно каждые сорок лет.

О том, как данный тренд формирует образ жизни в большом городе и сказывается на его культуре и темпе жизни, примечательно высказался мэр Москвы С.С. Собянин: «чтобы не отставать от других мировых городов, все изменения должны происходить так быстро, насколько это возможно, с использованием всех имеющихся ресурсов; начиная действовать мы выбираем между спокойствием и движением – откуда у нас масса конфликтов? И это естественно – мы хотим, чтобы все было тихо-спокойно. Так не получится, друзья – ну просто так не получится, иначе мы будем деградировать, и отставать, и потом создадим такие проблемы, из которых просто не выберемся»[11].

Тезис мэра тяжело оспорить в части важности своевременной реакции на вызовы, связанные с решением технических и технологических проблем, возникающих по мере роста числа городских жителей — таких как уже упомянутые пробки, ограниченные возможности городских коммуникаций, логистика и охрана правопорядка.

Но то, что стремительные темпы роста московской агломерации, которая уже сейчас входит в число крупнейших агломераций планеты[12],  это оптимальный вектор развития города, вопрос более чем спорный как для экспертов, так и для политиков.

Один из наиболее титулованных среди ныне здравствующих городских планировщиков, Хосе Асебильо Марин, занимавший с 1981 по 1987 год должность директора управления городского планирования муниципалитета Барселоны, сформулировал четыре принципа города будущего.

По его мнению, город должен быть: а) компактным б) как можно меньше влияющим на природное окружение в) он должен внедрять экологические инженерные системы д) быть разнообразным с точки зрения среды обитания и культуры.

Важность «компактности» и «культурного разнообразия» являются лейтмотивом знаменитой книги журналистки Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов», в которой она говорит о необходимости создания городских сообществ, основанных на сформировавшейся естественным путем городской культуре и даже в черте большого города создавать отдельные социо-культурные кластеры.

Несмотря на то, что Джейн Джекобс не является профессионалом ни в архитектуре, ни в городском планировании, ее опус оказался в списках обязательной литературы[13] большинства американских архитектурных и строительных ВУЗов, что косвенно указывает на популярность ее идей в экспертной среде.

Об опасности увлечения строительством мегаполисов часто говорил на закате своей жизни Жан Бодрийяр,  французский философ-постмодернист, культуролог, социолог, одна из крупнейших фигур гуманитарной науки второй половины XX века. По  его мнению, в мегаполисе невозможно защитить ни интеллектуальное пространство собственного мнения, ни символическое личное пространство. В ситуации, когда технологии большого города делают доступными удовлетворение любых потребностей, человеку невозможно решить, что идет ему на пользу, а что во вред. Недиферринцированный мир мегаполиса лишает человека навыков отличать прекрасное от безобразного, оригинального от пошлого, и даже хорошего от плохого.

Процесс концентрации населения, влекущий  увеличение производства как физических, так и культурных «отходов», положил начало целостному общественному явлению – «культуре тождественности»; тому, с чем в немецкой философской школе соотносится термин «Entfremdung» (отчуждение)[14].

В этом свете отрадно, что в последние годы в России официально стало придаваться особое значение сохранению и развитию малых городов во всем их культурном разнообразии.

На первый взгляд, распоряжение Правительства РФ №207-р от 13 февраля  2019 года, утверждающее Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, закрепило в ней качестве ключевого приоритета развитие городских агломераций.

Принятая за аксиому точка зрения на то, что образование городских агломераций — одна из обязательных стадий урбанизации, предполагает объединение множества населенных пунктов в сложную многокомпонентную систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Исходя из этого, Минэкономразвития представило проект базового закона, направленного на создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций. В законе закрепляется понятие городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием, учреждение межмуниципальных хозяйственных организаций, закрепление полномочий региона по координации планирования развития городских агломераций[15].

Другими словами, новый уровень развития территорий страны должен быть неразрывно связан с укрупнением и ростом крупных городов. В приложении № 3 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года указан список из двадцати перспективных центров экономического роста, за счет развития которых должен обеспечиваться экономический рост более чем на 1% ежегодно.

Однако подобный подход вызвал широкую критику как со стороны экспертного сообщества, так и политиков, которые неоднократно высказывали опасения, что перекос в сторону развития агломераций непременно повлечёт отток населения из малых городов.

По мнению спикера Совета Федераций Валентины Матвиенко, улучшение качества жизни в малых городах и сохранение их самобытной культуры стало стратегическим приоритетом: «будто это неизбежное следствие того, что в современном мире лидерами развития являются агломерации. Считала и считаю эту точку зрения ошибочной: становление и укрепление агломераций не означает, что государство, общество должны мириться с разрушением исторически сложившейся структуры заселения России. Роль малых городов не следует оценивать исключительно с позиции экономической эффективности. Они носители нашей самобытности, нашей национальной культуры, традиций и обычаев русского, других народов России, свидетели и участники многовековой истории».

Первый зампредседателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирина Гусева в своем интервью Парламентской газете поддержала точку зрения Валентины Матвиенко: «[в малых городах] необходимо создавать комфортные условия жизни, строить новые дороги, встраивать социальную инфраструктуру. Поэтому территории, которые сами видят свои точки роста, экономические стимулы — а таких примеров немало — нужно оставить, как есть. Очень важно, чтобы малая родина с учётом сегодняшних вызовов жила и развивалась».

Без преувеличения судьбоносным можно назвать появление В. В. Путина на состоявшемся в 2018 году коломенском Форуме малых городов и исторических поселений. В своем выступлении Президент подчеркнул важность сохранения культурного наследия малых городов и предпринял практические шаги для того, чтобы этот процесс перешел в активную стадию.

С 2018 года по его поручению проводится конкурс проектов создания комфортной городской среды в исторических поселениях и городах с населением менее ста тысяч человек.
Для того чтобы обеспечить городское развитие, из федерального бюджета ежегодно выделяется пять миллиардов рублей
на реализацию  проектов, победивших в конкурсе. На момент написания этой работы, на конкурс поступило 455 заявок из восьмидесяти двух регионов России.

Автор полагает, что первые лица страны, включая Президента России, и эксперты с мировым именем, в число которых входят архитекторы, социологи, инженеры, философы и политики радеют за сохранение и развитие малых городов и исторических поселений потому что осознают, что на человека, как на субъект материального мира, влияют законы наук о материи – физика, химия и космология. В современном мегаполисе представлено огромное количество элементов, способствующих социализации, которые на заре развития городов и породили урбанистическую культуру: пространственная доступность, лёгкость получения информации, взаимодействия и интеграции. 

Однако чрезмерная интенсификация этих процессов рождает в горожанах безразличие, сбивает их с толку, разрушает антропоцентризм среды обитания.

И в частности, понятие критической массы, применимое в социологии, в соответствии с которым все более плотное скопление сотен тысяч человеческих существ на ограниченной городской территории неизбежно приводит к крушению социальности, экспоненциальному росту насилия, вызванному тем, что личность, теряя свои уникальные качества, непроизвольно разрушается. А эта проблема вполне способна создать угрозу безопасности государства.

Действительно, первый взгляд, массы людей, массы ландшафтов, диверсификация городской экономики позволяют большому городу быть ярким и многоликим. 

Но правда в том, что расползающийся мегаполис неизбежно сталкивается с проблемой обезличивания и отсутствия разнообразия городской среды и культуры. Большой город, прежде всего, это место массового жилья; а массовое жилье, которое строится практически единовременно, не может быть многообразным – это многообразие термитников, жизнь среди которых становится главной причиной стрессов, болезней и социальных конфликтов.

Перефразируя афоризм Уинстона Черчилля о социализме и капитализме можно сказать, что стремительно растущие большие города – это равное распределение убожества, в то время как малые – неравное распределение блаженства.

В этой связи уместно будет снова вспомнить о Жане Бодрийяре и его лекции «Город и ненависть»[16], которую он читал в 2006 году в МГУ имени М. В. Ломоносова.

В ней философ говорит о том, что большие города не только выступают источником экологических проблем, но и порождают в человеке злобу и агрессию, поскольку являются кристаллизацией злой воли, губят естественность человека, приучая его жить в тепличной, искусственной атмосфере.

Для сотворенных человеком  – впрочем, как и сотворенных природой – экосистем существуют общие базовые принципы. Главный из них заключается в том, что для своего развития обе эти экосистемы нуждаются в значительном разнообразии – в противном случае, они оказываются бесплодными.

Несмотря на то, что город — это творение человеческих рук, он обретает свое настоящее лицо не в результате утопической идеи – да простят автору эти слова Платон, Аристотель и Компонелла. Реальный город – это сумма компромиссов, это результат конкуренции; это множество площадок, где разные группы горожан обмениваются ценностями, привычками, культурным наследием и ресурсами.

Отсутствие такой конкуренции и тотальное доминирование в городском пространстве одной группы может привести к катастрофическим последствиям – практически, к смерти города, несмотря на любые конкурентные преимущества.

 

Литература (использованные источники):

 

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), статья 42// СПС Консультант плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.10.2020);
  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) СПС Консультант плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 10.01.2021);
  • «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2020);
  • Распоряжение Правительства РФ №207-р от 13 февраля 2019 года;
  • Встреча Президента России В.В. Путина с участниками Форума малых городов и исторических поселений 17 января 2018 года, Коломна – URL http://special.kremlin.ru/catalog/regions/MOS/events/56661 (дата обращения 11.11.2020);
  • План мероприятий по повышению эффективности государственной программы «Доступная среда». // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: официальный сайт. – URL : https://rosmintrud.ru/docs/1281 (дата обращения : 10.12.2020);
  • Федеральная служба государственной статистики: Итоги Всероссийскойпереписи населения 2010 года. — URL : https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogihtm(дата обращения 15.12.2020);
  • Алексеева Т.И.Город как саморазвивающаяся система: Контуры новой парадигмы // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995;
  • Волков Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: социологический аспект. М.: Высшая школа, 1995. — 158 с.
  • «Градостроительство. 1955—1970». «Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР» под редакцией Н.В. Баранова. Авторы: А.В. Иконников, В.И. Павличенков (Москва, Стройиздат, 1975);
  • Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001;
  • Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001. С. 8;
  • Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001. С. 107 – 111;
  • Смерть и жизнь больших американских городов, Джейн Джекобс, 2011, ISBN 978-5-98379-149-7, Стр. 2.
  • Томас Мор. Утопия (De optimo rei publici [sic!] statu, deque nova Insula Utopia libri duo illustris viri Thomae Mori, regni Britanniarum cancellarii). Перевод с латинского А.Г. Генкель при участии Н. А. Макшеевой. С биографическим очерком Т. Мора, составленным Н. А. Макшеевой (с портретом Т. Мора), Спб. 1903
  • World Urban Areas 16thAnnual Edition 2020.06
  • Kellner, Douglas. Jean Baudrillard: From Marxism to Postmodernism and Beyond. — Cambridge and Palo Alto: Polity Press and Stanford University Press, 1989.
  • Roberts, Richard H. (1995). Religion and the Transformations of Capitalism. Routledge publishing. ISBN 0-415-11917-0
  • World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The 2007 Revision(англ.). Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. 

Список литературы на латинице:

 

1)  «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmenenijami, odobrennymi v hode obshherossijskogo golosovanija 01.07.2020), stat’ja 42// SPS Konsul’tant pljus – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashhenija: 12.10.2020);

2)  «Gradostroitel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2004 N 190-FZ (red. ot 30.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.01.2021) SPS Konsul’tant pljus – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (data obrashhenija: 10.01.2021);

3)  «Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2004 N 188-FZ (red. ot 27.12.2020);

4)  Rasporjazhenie Pravitel’stva RF №207-r ot 13 fevralja 2019 goda;

5)  Vstrecha Prezidenta Rossii V.V. Putina s uchastnikami Foruma malyh gorodov i istoricheskih poselenij 17 janvarja 2018 goda, Kolomna – URL http://special.kremlin.ru/catalog/regions/MOS/events/56661 (data obrashhenija 11.11.2020);

6)  Plan meroprijatij po povysheniju jeffektivnosti gosudarstvennoj programmy «Dostupnaja sreda». // Ministerstvo truda i social’noj zashhity Rossijskoj Federacii: oficial’nyj sajt. – URL : https://rosmintrud.ru/docs/1281 (data obrashhenija : 10.12.2020);

7)  Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: Itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda. — URL : https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm(data obrashhenija 15.12.2020);

8)  Alekseeva T.I. Gorod kak samorazvivajushhajasja sistema: Kontury novoj paradigmy // Gorod kak sociokul’turnoe javlenie istoricheskogo processa. M., 1995;

9)  Volkov Ju.G. Homo Humanus. Lichnost’ i gumanizm: sociologicheskij aspekt. M.: Vysshaja shkola, 1995. — 158 s.

10)         «Gradostroitel’stvo. 1955—1970». «Vseobshhaja istorija arhitektury. Tom 12. Kniga pervaja. Arhitektura SSSR» pod redakciej N.V. Baranova. Avtory: A.V. Ikonnikov, V.I. Pavlichenkov (Moskva, Strojizdat, 1975);

11)         Gorod i derevnja v Evropejskoj Rossii: sto let peremen. M., 2001;

12)         Gorod v processah istoricheskih perehodov: Teoreticheskie aspekty i sociokul’turnye harakteristiki. M., 2001. S. 8;

13)         Gorod v processah istoricheskih perehodov: Teoreticheskie aspekty i sociokul’turnye harakteristiki. M., 2001. S. 107 – 111;

14)         Smert’ i zhizn’ bol’shih amerikanskih gorodov, Dzhejn Dzhekobs, 2011, ISBN 978-5-98379-149-7, Str. 2.

15)         Tomas Mor. Utopija (De optimo rei publici [sic!] statu, deque nova Insula Utopia libri duo illustris viri Thomae Mori, regni Britanniarum cancellarii). Perevod s latinskogo A. G. Genkel’ pri uchastii N. A. Maksheevoj. S biograficheskim ocherkom T. Mora, sostavlennym N. A. Maksheevoj (s portretom T. Mora), Spb. 1903

16)         Demographia. World Urban Areas 16th Annual Edition 2020.06

17)         Kellner, Douglas. Jean Baudrillard: From Marxism to Postmodernism and Beyond. — Cambridge and Palo Alto: Polity Press and Stanford University Press, 1989.

18)         Roberts, Richard H. (1995). Religion and the Transformations of Capitalism. Routledge publishing. ISBN 0-415-11917-0

19)         World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The 2007 Revision (angl.). Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat.

 

[1] Автор с удовольствием приобрел бы платную версию теледебатов по этому вопросу между Платоном и мэром Москвы С.С. Собяниным, если бы такие дебаты можно было бы организовать в обозримом будущем.

[2] Томас Мор. Утопия (De optimo rei publici [sic!] statu, deque nova Insula Utopia libri duo illustris viri Thomae Mori, regni Britanniarum cancellarii). Перевод с латинского А. Г. Генкель при участии Н. А. Макшеевой. С биографическим очерком Т. Мора, составленным Н. А. Макшеевой (с портретом Т. Мора), Спб. 1903

[3] http://special.kremlin.ru/catalog/regions/MOS/events/56661

[4] Четыре пережитка (буквально — четверо старых, кит.упр. 四旧, пиньинь sì jiùпалл. сы цзю) — означает «Старое мышление». Выбранный Коммунистической партией Китая курс на искоренение так называемых «традиционных ценностей».

[5] Roberts, Richard H. (1995). Religion and the Transformations of Capitalism. Routledge publishing. ISBN 0-415-11917-0

[6] https://synergyglobal.ru/forums/sgf/2019/

[7] Demographia. World Urban Areas 16th Annual Edition 2020.06

[8] World Population Prospects: The 2006 Revision and World Urbanization Prospects: The 2007 Revision (англ.). Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. 

[9] Волей-неволей (лат.)

[10] DEMOGRAPHIA WORLD URBAN AREAS 15th ANNUAL EDITION April 2019 (Built Up Urban Areas or World Agglomerations

[11] https://dailystorm.ru/vlast/mezhdu-tishinoy-i-shumom-sergey-sobyanin-vystupil-v-mosgordume-s-ezhegodnym-otchetom

[12] http://www.demographia.com/db-worldua.pdf

[13] Смерть и жизнь больших американских городов, Джейн Джекобс, 2011, ISBN 978-5-98379-149-7, Стр. 2.

[14] Kellner, Douglas. Jean Baudrillard: From Marxism to Postmodernism and Beyond. — Cambridge and Palo Alto: Polity Press and Stanford University Press, 1989. 

[15] https://www.pnp.ru/politics/aglomeracii-ne-dolzhny-otodvigat-v-ten-malye-goroda?fbclid=IwAR2kbscOpMlbW5llWbWobmTW4lLd6MwDT8FKkdcGiYnMC-ilzUwI_fmJZNc

[16]  Лекция, прочитанная в Москве во Французском Университетском Колледже при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2006 году.