В Послании Президента Республики Казахстан «Казахстан в новой реальности: время действий» одной из важных задач, поставленной перед Правительством страны является преодоление негативных экономических последствий и предоставление налоговых послаблений более 700 тысячам предпринимателей, а также приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям. Налоговая политика должна быть нацелена на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе, на оптимизацию действующих налоговых льгот и введение новых специальных налоговых режимов в преддверии всеобщего декларирования с 2021 года [1].
Налогообложение является важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
Налоговая система Республики Казахстан устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц, что в свою очередь обеспечивает равенство между налогоплательщиками.
Построенная с учетом опыта западных стран налоговой система Республики Казахстан дает возможность присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи, которые являются необходимым условиям развития экономики нашей страны.
Начиная с 1 января 2020 года, существенные изменения (такие, как установление нового налога или повышение ставок) могут вноситься в законодательство не более одного раза в год и быть введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Изменения и дополнения могут вноситься в законодательство только путем принятия отдельных законов по вопросам налогообложения и не могут быть включены в тексты законов, содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
По поручению Президента Казахстана, с 1 января 2020 г. по январь 2023 г. лица, применяющие специальные налоговые режимы и признанные субъектами микро- или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, будут освобождены от уплаты следующих налогов:
– корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты);
– социального налога;
– единого земельного налога.
В соответствии с законодательством, микробизнес — это индивидуальные предприниматели с количеством работников до 15 человек и с годовым доходов до 30 тысяч МРП, то есть 79 миллионов тенге или 209,5 тысячи долларов, малый бизнес — это индивидуальные предприниматели и юридические лица с количеством работников до 100 человек и с годовым доходом до 300 тысяч МРП, то есть 795 миллионов тенге или 2,1 миллиона долларов.
Налогом на доход является – корпоративный подоходный налог для юридических лиц, индивидуальный подоходный налог для индивидуальных предпринимателей, единый земельный налог для крестьянских или фермерских хозяйств, а также социальный налог для предпринимателей, осуществляющих деятельность в СНР на основе упрощенной декларации.
Все остальные налоги и платежи будут уплачиваться при возникновении обязательств. Президента распространится на 1,2 миллиона субъектов микро- и малого предпринимательства. Это позволит бизнесу за 3 года сэкономить более 380 миллиардов тенге или около миллиарда долларов, направив высвобождавшиеся средства на развитие. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования и общественного контроля. На поддержку бизнеса глава государства поручил выделить дополнительно 250 миллиардов тенге на последующие три года.
Не освобождаются от налогов налогоплательщики, осуществляющие:
- Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
- Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- Проведение лотереи;
- Деятельность в сфере игорного бизнеса;
- Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- Аудиторскую деятельность;
- Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- Деятельность кредитных бюро;
- Охранную деятельность;
- Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
- Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
- Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
- Внешнеэкономическую деятельность.
Главными целями разработок Налогового кодекса являлись повышение у производителей, предпринимателей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращение количества налогов и платежей, установление количества налогов и платежей, установление жесткого контроля и повышенной ответственности налогоплательщиков и, что особо следует отметить, — приведение положений кодекса в соответствии с международными принципами налогообложения. Еще одной особенностью нового налогового законодательства является переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода [2].
Недоработанность механизма налогообложения, некорректная деятельность многих предприятий приводит к уклонению от налогов, коррупции и взяточничеству. На фоне этого налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые функции в целях развития рыночной экономики.
Сложившиеся на сегодняшний день экономическая, политическая и социальная ситуации в Казахстане и концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:
— устойчивость и сбалансированность государственного бюджета;
— формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты;
— обеспечение широко масштабных инвестиции;
— всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
Реформирования налоговой системы Республики Казахстан идет к завершению в настоящие время, но это не значит, что она завершена, потому что рыночная экономика несет в себе постоянные изменения и перемены, которые должна учитывать налоговая политика любой страны [3, с.33].
Сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями, сам факт непрерывных изменений и дополнений, реформа функционирования налоговой системы.
Принятые меры, как и общая экономическая ситуация негативным образом влияют на темпы роста мировой экономики, а также создают трудности для нормального ведения деятельности большинства организаций по всему миру. Чтобы дать бизнесу шанс на выживание в свете введённых ограничений, ряд стран анонсировали введение экстренных налоговых льгот для компаний – своих налоговых резидентов.
В современной нелегкой экономической ситуации использование компаниями предложенных государством мер поддержки бизнеса становится актуальным, как никогда. Рассмотрим ряд стран, которые посредством налогового регулирования оказывают поддержку бизнесу:
Нидерланды
Налоговые льготы распространяются на лиц, чей бизнес пострадал в результате кризиса в связи с распространением COVID-19, и включают в себя:
— Снижение пени за просрочку уплаты налогов с 4% до 0,01%;
— Предоставление отсрочки по уплате налога на прибыль корпораций, налога на оплату труда и НДС на три месяца;
— Освобождение от штрафов в связи с неуплатой налогов или в связи с не поданными декларациями;
— Снижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2019 на сумму убытка (до 80%), понесенного в 2020.
Помимо вышеуказанных налоговых льгот, правительство Нидерландов также ввело некоторые неналоговые меры поддержки бизнеса. Например, компании, которые ожидают падение дохода более чем на 20%, имеют право запросить у государства компенсацию 90% своих расходов на оплату труда сотрудников.
Люксембург
Правительство Люксембурга предлагает следующие налоговые льготы, которые будут распространяться на компании, чьи обороты снизились в связи с распространением COVID-19:
— Предоставление отсрочки по уплате налога на прибыль, муниципального налога, налога на чистые активы на 4 месяца;
— Предоставление отсрочки по подаче декларации по налогу на прибыль до 30 июня 2020;
— Освобождение от штрафов в связи с неуплатой налогов;
— Освобождение от авансовых платежей за 1-й и 2-й квартал по налогу на прибыль и муниципальному налогу за 2020;
— В настоящее время также рассматривается возможность введения отсрочки в отношении уплаты, а также подачи деклараций по НДС.
Сингапур
Сингапур уже принял следующие меры налоговой поддержки:
— Автоматическая отсрочка уплаты налога на прибыль на три месяца для компаний;
— Изменение требований к участию в заседаниях совета директоров для признания компании налоговым резидентом Сингапура;
— Снижение ставки по налогу на прибыль;
— Временное снижение налога на имущество на 30-100% в зависимости от типа имущества.
В дополнение к налоговым льготам правительство Сингапура также анонсировало как введение специфических мер для поддержки конкретных секторов экономики, так и общих мер финансовой поддержки. Например, работодатели получат денежную помощь в размере 25% от заработной платы каждого сотрудника (с учетом определенных ограничений) за месяцы с октября 2019 по июль 2020.
Великобритания
Налогоплательщики Великобритании смогут применить следующие налоговые льготы:
— Отсрочка платежей по НДС при соблюдении определенных условий;
— Возможность (по желанию налогоплательщика) перенести срок уплаты подоходного налога с 31 июля 2020 на 31 января 2021;
— Снижение на 100% налога на имущество для компаний на 1 год, начиная с 1 апреля 2020, при соблюдении определенных условий.
Вместе с тем в Великобритании также предусмотрены экономические меры поддержки бизнеса. Так, например, правительство Великобритании будет поддерживать работодателей, которые серьезно пострадали от распространения COVID-19, путем осуществления месячных выплат за каждого работника, чтобы компенсировать существенную часть затрат работодателя на фонд оплаты труда. Также правительством Великобритании разработаны программы кредитования на льготных условиях для поддержки бизнеса.
Кипр
Кипрские компании могут рассчитывать на применение следующих налоговых льгот при определённых условиях:
— Отсрочка уплаты налога и подачи деклараций в отношении налога на прибыль и НДС;
— Освобождение от взносов в фонд системы здравоохранения на 3 месяца [4].
Примечательно, что в странах, которые поддержали отечественный бизнес через налоговые льготы для бизнеса, для применения таких льгот требуется подать соответствующее заявление в налоговые органы (например, Нидерланды, Люксембург), а в ряде случаев также потребуется документально обосновать, что компания действительно относится к индустрии, пострадавшей от пандемии, или по иной причине имеет право на применение соответствующих льгот.
Таким образом, принятые казахстанскими представителями изменения в налоговой системе также предоставляют возможность для сохранения стабильности и конкурентоспособности бизнеса в условиях пандемии.
Литература
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий»/
- Каримбекова, А. С. Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11565/ (дата обращения: 10.02.2021).
- Райханова К. Разъяснение основных положений Налогового Кодекса Республики Казахстан // Финансы Казахстана. — 2013. — № 2. — С. 33–54.
- Налоговые льготы в условиях пандемии – международная ситуация https://forbes.kz//process/nalogovyie_lgotyi_v_usloviyah_pandemii_mejdunarodnaya_situatsiya/?