Как отрасль публичного права, финансовое право реализуется в финансовых правоотношениях, являющихся одной из значимых составляющих системы публично-правовых отношений.
По мнению Н.И. Матузова, «правовые отношения могут возникать и функционировать при определенных предпосылках. В науке их принято рассматривать как материальные (общие) и юридические (или специальные) предпосылки. К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой…» [5].
По особенностям фактического содержания и, следовательно, предметы обособляются правоотношения, соответствующие любому подразделению правовой системы, некоторые из которых обладают юридической спецификой.
Отраслевыми, по определению С.С. Алексеева, могут быть названы те правоотношения, которые соответствуют основным отраслям права. По его мнению, именно в отраслевых правоотношениях выражаются определяющие, характерные черты метода правового регулирования данной основной отрасли [1].
При этом, профессор Н.И. Химичева указывает, что, исходя из роли и значения современного финансового права, специалисты общей теории права, относят финансовое право в круг основных отраслей системы российского права [8].
По мнению В.А. Лебедева, финансовая наука составляет достаточно самостоятельную и значительную отрасль государственных наук, «значительную» поскольку, предмет ее в высшей степени важен: без финансов государство не может обойтись в своей деятельности, в связи с чем финансовая наука указывает, какого рода средства государство может и должно иметь для выполнения задач [4].
Сложность права и правоотношений, в том числе финансовых, по мере развития цивилизации в одних странах, формирования ее в других, возрастает и предъявляет все более высокие требования, к правовым нормам и правоустановлениям.
Руководствуясь положениями, разработанными общей теорией права, необходимо выделить многообразие финансовых правоотношений, а также определение финансового правоотношения – сложной, общественной связи, которая характеризуется такими элементами, как:
1) содержание финансового правоотношения — субъективные финансовые права и юридические обязанности;
2) субъекты финансового правоотношения: управомоченный (носитель права), правообязанный (носитель обязанности);
3) то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, вызванное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей — объекты финансового правоотношения.
В сфере финансовых правоотношений, где одним из участников является государственное учреждение на современном этапе остается определение субъективных финансовых прав и юридических обязанностей в области выделения и объема бюджетных ассигнований, а также бюджетных субсидий как объекта данных правоотношений, а также процесса их планирования.
Следует отметить, что финансовые правоотношения с участием государственных учреждений реально существуют лишь тогда, когда имеются предусматривающие их статьи действующего законодательства, поскольку без правореализации они немыслимы. В финансовом правоотношении конкретное выражение общего характера правового правила поведения государственного учреждения приобретает в результате его применения. По определению Д.А. Керимова, «мертвая» статья законодательства «оживает» в правоотношении [3].
Необходимо сказать и о том, что финансовому правоотношению с участием государственных учреждений характерна конкретная определенность круга субъектов, а также индивидуализированность содержания прав и обязанностей – то есть рамки поведения, которым должны или могут следовать участники данного правоотношения.
Данный признак дает четко определить границу между финансово-правовой нормой, где указаны все лица, способные быть участниками финансового правоотношения, в том числе и учреждения как субъекты финансового права, и финансовым правоотношением, где участвуют конкретные субъекты, в данном случае — государственные учреждения — субъекты финансовых правоотношений.
По своему характеру волевое финансовое отношение возникает на основе финансово-правовых норм, которые реализуются государственным принуждением. Становясь носителем субъективных юридических прав и обязанностей, то или иное лицо попадает в специфическое положение по отношению к государству.
Государство, выступая и свидетелем правоотношения, и контролером, и поручителем, порой является конкретным участником. Зависит все от того, о каком правоотношении идет речь, каково конкретное содержание нормы, воплощаемой в поведении субъектов правоотношения [2].
Как субъекты финансовых правоотношений, для государственных и муниципальных учреждений характерна классификация правоотношений исходя из характера финансово-правовых норм:
- материальные;
- процессуальные.
Материальные нормы финансового права составляют основу материальных финансовых правоотношений, которые являются формой проявления конкретных прав и обязанностей государственного учреждения. В качестве примера можно привести права и обязанности бюджетных и автономных учреждений в области аккумулирования дополнительных (внебюджетных) финансовых источников обеспечения деятельности учреждений.
Процессуальные же финансовые правоотношения, являясь формой проявления порядка реализации прав и обязанностей учреждений, возникают на основе процессуальных финансово-правовых норм. Права и обязанности казенного учреждения в осуществлении сметно-бюджетного процесса – яркий тому пример.
По мнению Н.И. Химичевой, «субъективный состав финансовых правоотношений специфичен», что обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность:
- организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды;
- распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно-необходимые потребности [7].
Таким образом, особенностью, которая характеризует урегулированные нормами финансового права отношения, в том числе с участием государственных учреждений, является то, что финансовые правоотношения всегда требуют обязательного участия государства или муниципального образования в лице компетентных органов или должностных лиц, то есть, «субъективный состав финансовых правоотношений специфичен» [6].
Литература
- Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК Велби. изд-во Проспект. 2008. С. 354.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. 6-е изд. стер. М.: Изд-во «Омега-Л». 2009. С. 455.
- Керимов Д.А., Шумков Д.В. Основы учения о праве и государстве: учебник. М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп. 2015. С. 108.
- Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. Сер. Золотые страницы финансового права России. Т. 2. М.: Статут. 2010. С. 41.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристъ. 20014. С. 386.
- Советское финансовое право: учебник. М.: Юрид. лит. 1985. С. 41.
- Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма. 2008. С. 76.
- Химичева Н.И. Актуальные проблемы финансового права России в аспекте повышения его эффективности / /Финансовоправовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса: сб. науч. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 27 мая 2009г.) / отв. ред. Е.В. Покачалова; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права. 2009. С. 7.