ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ

18 августа 11:11

Этикет общения в социуме является неотъемлемым элементом национальной культуры. Принципы речевой коммуникации совершенствуются с каждым днем. Рассматриваемые нормы являются средством определения статуса собеседника, а также для построения своей речи в соответствии правилам речевого этикета для достижения определенных целей. Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между ними [8, с.5]. Исследователи выделяют несколько функций речевого этикета:

  • установление контакта между людьми;
  • поддержания контакта между собеседниками;
  • регуляция поведения между людьми в социуме;
  • демонстрация вежливого отношения между говорящими;
  • профилактика конфликтов.

Установление контакта между людьми

 Речевой этикет способствует привлечению внимания собеседника, вовлекает его в диалог. Контакт между людьми осуществляется, обычно, с помощью приветствия: – Ассалам 1алайкум, ва Олдама Г1аьза – аьнна, йист ма хилар из говрабаьри [3, с. 51]; – Ӏуйре дика хийла хьа, Диба, – аьлар цо [5, с. 236]. Но также возможно установление контакта с помощью слов: бехк ма бакхалахь «извините», которые не относятся к формам приветствия. Обычно, с этими словами обращаются к человеку, у которого хотят спросить что-нибудь, являющимся незнакомым по отношению к спрашивающему: – Боккъалла, бехк ма баккхалахь сох. Укх гостинице йий хьо 1еш? – хаьттар цо, чамзо ела а къажаш [5, с. 40].

Поддержание контакта между собеседниками

«Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского (фатического – от «латинского говорить») общения. «Термин фатическое (или контактоустанавливающее) общение был введен английским этнографом Б. Малиновским относительно к диалогам, беседам, целью которых является создание «уз общности» путем простого обмена словами» [7, с.146]. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения» [8, с.12]. Для поддержания разговора, в большинстве случаев, мы используем выражения согласитесь «иштта деций из?», да, ты правильно говоришь «цунна бакълув хьо» и т.д.: – Иштта дий из? – Юха а чакхвоалаш массанена б1арахьажар из, ше аьннар цар бакъду е харцду тохкаш санна [1, с.15]; Цунна бакълув хьо. Цига д1акхача вай гаьно хет сона х1анз а [5, с.99].

Регуляция поведения между людьми в социуме

Общение, соответствующее нормам и правилам речевого этикета, делает поведение людей во время диалога понятным и предвидимым. Соблюдение норм речевого этикета помогает выявить общественную роль участника беседы, а также показывает участникам общения с кем они имеют дело. Для регуляции речевого поведения используются все формулы речевого этикета: приветствие, соболезнование, прощание, просьба и т.д.: – Аз ала мегаргдий? – кулг айдир Эздоевс [5, с.146]; – Сона-м дика хет хьона г1улакх хинна [Там же, с.43].

Демонстрация вежливого отношения между говорящими

«Умение быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Прежде всего важно выбрать тему беседы, учитывая интересы, знания, настроение ее участников, а также их занятие на данный момент» [4, с.2] Большая часть формул речевого этикета обслуживает функцию демонстрации вежливого отношения между участниками общения – формы обращения, извинения, благодарности, прощения и т.д.: Бехк ма билла, совнагӀдар аьннадале [5, с.70];  Ӏадика хийла хьа, — аьнна, вож вахар, тӀехьашкахьа юха ца хьожаш [5, с.6]; Баркал, доккха баркал, — д1авийрзар из Дибайгахьа [5, с.32].

Профилактика конфликтов

Соблюдение норм речевого поведения (своевременное извинение за неправильные действия, соблюдение правил вежливости и т.д.) помогает избежать конфликтных ситуаций, с которыми человек очень часто сталкивается на протяжении всей жизни. «Вежливость регламентирует коммуникативное взаимодействие общающихся, предписывая определенные нормы и традиции вербального/невербального поведения (посредством коммуникативного этикета) и регулируя взаимоотношения людей в различных формах коммуникации — межличностной, групповой, массовой (посредством коммуникативных стратегий)» [2, c.3].

 Обычно, человек, соблюдающий правила речевого этикета, не имеет врагов, и соответственно, не вступает в конфликтные ситуации. Но если вдруг и возникла причина, для проблемной ситуации, то соблюдение этикета общения поможет выйти из нее. Необходимо соблюдать правила речевого этикета в общении со всеми, и это будет способствовать профилактике конфликтов: Аз дех хьогара, къинтӀера ялалахь сона [5, с.380].

Таким образом, в данном исследовании мы представили основные функции речевого этикета, соблюдение которых является обязательным для всех.

Список использованной литературы:

  1. Боков А.Х. Хержараш. Т.1. – Грозный, 1991 г. – 319 с.
  2. Газизов Р.А. Коммуникативная категория вежливости в немецкой лингвокультуре. – Уфа., 2011.
  3. Матиев М.А. Антология ингушского фольклора. – IV т. – Нальчик., 2007. – 439 с.
  4. Мордовина Л.В. Речевой этикет. – Тамбов, 2010.
  5. Плиев М.-С.А. Син ц1енал. – Грозный, 1998. – 429 с.
  6. Патиев С.У. Структурно-семантическая характеристика устойчивых сочетаний ингушского языка. – Магас, 2007. – 134 с.
  7. Русский язык, энциклопедия. – М., 1979. – 386 с.
  8. Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996. – 73 с.
  9. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989. – 156 с.