ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

20 мая 8:23

Инновационное развитие для предприятий является неотъемлемой частью повышения конкурентоспособности в отрасли.

При этом инновационные разработки позволяют не только стать лидером на внутреннем рынке страны, но и выйти на международные рынки.

Для этого необходимо использовать такие технологии, которые позволят сократить затраты на производство товаров и услуг, создать уникальные товары и услуги, которые не использовались ранее.

Рассмотрим теоретические аспекты инноваций.

Термин «инновации» разработан австрийским экономистом Й. Шумпетером. Согласно его точке зрения «инновации» — это средство предпринимателя для получения прибыли. [1]

В соответствии с теорией указанного автора цели использования инноваций в деятельности предприятий разделяют на пять направлений, они представлены на рисунке 1.

Таким образом, цель «освоение новых рынков сбыта» связана со стратегической целью компаний выхода на международные рынки.

В связи с дальнейшим детальным изучением особенностей инноваций и использования их на предприятиях Й. Шумпетер изменил первоначальную интерпретацию изучаемого понятия и стал подразумевать под ним любые изменения в компании, которые являются результатом внедрения новых решений (технические, технологические, организационные), а также в различных этапах производства (снабжение, транспортировка, или сбыт).

Рисунок 1 – Цели использования инноваций в деятельности предприятий в соответствии с теорией Й. Шумпетера

Источник: разработано автором на основании данных [2]

Если рассматривать интерпретацию понятия «инновации», то к примеру, с точки зрения П.Ф. Дракера под рассматриваемым термином необходимо считать инструмент бизнеса, использование которого можно достичь необходимых изменений. [3]

На современном этапе под термином «инновации» подразумевается конечный результат инновационной деятельности, в качестве нового или усовершенствованного продукта, который выведен на рынок сбыта, нового или усовершенствованного технологического процесса, необходимого для осуществления деятельности.

На современном этапе развития бизнеса к основным целям использования инноваций в деятельности компаний относятся:

  • выход на международные рынки за счет уникальных свойств продукции;
  • формирование конкурентных преимуществ в отрасли;
  • повышение прибыли компании;
  • развитие возможностей компании для гибкого реагирования на непрерывные изменения внешней и внутренней среды компаний. [4]

На рисунке 2 представлена классификация инновационных факторов, оказывающих влияние на эффективность стратегии выхода на международный рынок.

Рисунок 2 — Факторы, оказывающие влияние на эффективность стратегии выхода на международный рынок

Источник: разработано автором на основании данных [5]

Рассмотрим выявленные факторы подробнее.

Научно-технологические факторы связаны с качеством развития следующих аспектов:

  • наличие и качество развития национальных исследовательских университетов в стране;
  • качество подготовки высококвалифицированных специалистов и уровень образования в стране.

С точки зрения выхода на международный рынок необходимо, чтобы в стране проводилась подготовка специалистов, способных работать в наукоемких отраслях и осуществлять научные разработки.

С точки зрения выхода на международный рынок нормативные факторы связаны с необходимостью актуализации в стране нормативно-правовой базы, отражающей: особенности нормативного регулирования инновационной деятельности в стране, нормативное регулирование оформления и использования патентов и лицензионной деятельности, формирование нормативной базы по использованию интеллектуальной собственности, а также степень развития государственно-частного партнерства.

Организационные факторы с точки зрения выхода на международный рынок подразумевают:

  • необходимость использования новейших разработок в рамках производственной деятельности;
  • использование на предприятиях таких корпоративных особенностей структуры управления, которые обеспечат использование инновационных разработок в своей деятельности. [6]

Производственные факторы с точки зрения выхода на международный рынок отражают необходимость развития в компаниях страны современной системы менеджмента, учитывающей особенности отраслей, международные требования по стандартизации, а также умеющей гибко реагировать на изменения, происходящие в мировой экономике.

Также в рамках указанного вида факторов необходимо, чтобы в компаниях, стремящихся реализовывать деятельность на международном рынке, использовались на высоком уровне научные разработки, и широко использовались такие важные аспекты промышленной отрасли, как научные лаборатории, конструкторские подразделения, испытательные комплексы и т.д.

Экономические факторы с точки зрения выхода на международный рынок характеризуются следующими особенностями:

  • соотношение имеющегося у компании и необходимого для выхода на международный рынок капитала;
  • наличие государственной поддержки;
  • наличие иностранных инвестиций, вкладываемых в деятельность предприятия;
  • особенности фискальной политики на национальном и зарубежном рынках;
  • уровень финансово-хозяйственного состояния компании.

Основой информационных факторов в части выхода на международный рынок являются следующие факторы:

  • степень защиты информации в рамках международного обмена инновационными разработками;
  • наличие и возможность использования статистической информации об особенностях ведения бизнеса и нормативной составляющей на международных рынках;
  • качество используемых в деятельности компаний информационных технологий.

Социальные факторы с точки зрения выхода на международный рынок связаны со следующими необходимыми аспектами деятельности компаний:

  • наличие высококвалифицированных сотрудников;
  • повышение уровня и качества образования в наукоемких отраслях;
  • обеспечение качественного компенсационного пакета для работников, трудящихся в сфере разработок инноваций;
  • формирование на рабочих места безопасных условий труда;
  • развитая система подготовки и повышения квалификации кадров;
  • использование в компаниях стимулирующих инструментов для повышения производительности труда, развитие творческой составляющей в трудовых коллективах, что способствует совершенствованию используемых технологий и методик работы, что относится к инновациям.

Маркетинговые факторы с точки зрения выхода на международный рынок отражают следующие качества предприятий:

  • соотношение спроса на реализуемую продукцию или услуги на внутреннем и зарубежном рынках;
  • степень емкости рынка;
  • особенности методов продвижения на национальном рынке и зарубежных (иногда имеются значительные отличия в методах продвижения, которые необходимо предварительно изучить).

В результате проведенного исследования факторов инновационного развития компаний, которые связаны с возможностью выхода на международный рынок, выявлено, что компаниям необходимо развивать все аспекты своей деятельности, чтобы обеспечить высокую эффективность использования инновационных разработок на зарубежных рынках.

При этом важными аспектами являются наличие необходимого объема финансирования для осуществления деятельности, соответствие продукции международным стандартам, использование качественных ресурсов, организацию эффективной системы управления на предприятии.

Только при комплексной работе с указанными направлениями у компаний появится возможности за счет использования в работе инновационных разработок выйти на международный рынок.

Список использованных источников 

  1. Анискин Ю.П. Управление инновациями в системе управления инновационным развитием компании. Учебник для бакалавров. Омега-Л, 2019. – 260с.
  2. Артяков В.В,Чурсин А.А. Управление инновациями. Методологический инструментарий. ИНФРА-М, 2019. – 206с.
  3. Белова Л.Г. Инновации в мировой экономике. (Бакалавриат). Учебное пособие. Кнорус, 2019. – 148с.
  4. Быстряков А.Я.,Столярова О.И., Дигилина О. Б. Государственное регулирование развития предпринимательства. Опыт, проблемы, инновации. Проспект, 2015. – 144с.
  5. Валдайцев С.В.,Спиридонова Е.А., Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы. Монография. Проспект, 2021. – 352с.
  6. Павлова О. От традиций к инновациям. Юнгианские аналитики о работе в разных культурных контекстах. Институт консультирования и системных решений, 2017. – 312с.
  7. Путилов А.В.,Черняховская Ю.В. Коммерциализация технологий и промышленные инновации. Лань, 2018. – 324с.
  8. Раджу Н.,Прабху Д. Бережливые инновации. Технологии умных затрат. Frugal Innovation. How to do more with less. Переводчик: Агафонов Г. Олимп-Бизнес, 2018. – 416с.