К вопросу о происхождении загадки

9 января 1:25

Вопрос о происхождении жанра загадки интересует многих ученых-фольклористов. «Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать» [1, c.4].

Данный жанр привлекает внимание исследователей тем, что в  первой части загадки есть постановка вопроса, а вторая часть содержит почти готовый ответ: «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». В этом паремии иносказательно представлена «капуста». 

Конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру: «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит», думаем, что нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминает о реке.  Есть формы загадки  другого типа, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь, «Что за зверь: две головы, шесть ног, один хвост?» (Всадник) [1, c.38], «По лесу жаркое в шубе бежит» (Ежик) [1, c.48], «Прошли немцы под наши сенцы» (утка) [1, c.52].

В таких загадках необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» – удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (Все!) получают имена. Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. 

Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например, «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы) [1, c.5].

Все типы загадок можно было бы назвать так: загадки–иносказания, загадки–описания и загадки–вопросы. 

Кроме того, есть еще другой тип загадок: загадки – задачи, они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, –говорит, – сто гусей!» – «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей» [1, c.6]. Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. 

Приведенный анализ различных типов загадок, подводит нас к мысли о том, что загадки – задачи, как и загадки – вопросы, – неординарны, это действительно тексты на сообразительность, они развивают и активизируют нашу мыслительную деятельность. Это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления, то есть увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное.

 Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению, они носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.

Кроме того, отметим, что загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль до сих пор остается весьма значительной и актуальной. 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Афанасьев А.Н., Народные русские загадки. – М. ,1982.
  2. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1959.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1984.
  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М. ,2002.
  5. Топоров В.Н. Из наблюдений над загадкой// Исследования в области балтославянской духовной культуры. Загадка как текст. – М.,199