В современном мире происходят динамичные изменения, касающиеся многих сторон социальной, экономической, политической, культурной жизни. Преобразования стали определенного рода неотъемлемым «элементом жизни». Масштабные изменения затронули и систему государственного управления России, как впрочем, и подавляющего большинства стран.
Как правило, основные предпосылки изменений и реформирования в государственном управлении не принципиально отличаются в различных государствах и связаны, в том числе, с процессами глобализации: — конкуренция на мировых рынках и необходимость привлечения инвестиций посредством создания привлекательного инвестиционного климата; — повышение требовательности потребителей государственных услуг (в широком смысле) к качеству государственного управления, к соответствию системы управления международным стандартам; — необходимость общественного признания и аргументации эффективности деятельности для политической и управленческой элиты. Необходимо отметить, что в рамках разных научных дисциплин и направлений подходы к термину «реформа» имеют общую трактовку: изменения, преобразования, не радикальные и революционные, но меняющие объект реформирования.
Например, в современном энциклопедическом словаре «реформа» – это преобразование, глубокая трансформация социально-экономических отношений, форм собственности, способов ведения хозяйства, системы управления [1] . Похожее определение содержится в Большой советской энциклопедии: реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры . В ряде определений обозначены ожидаемые позитивные результаты реформирования: укрепление и обновление государственных основ, улучшение, прогрессивные преобразования. Этимология слова «реформа» предполагает изменение «формы», открытым остается вопрос об изменении содержания.
Исходя из глобальной цели государственного управления – повышения качества жизни населения, с учетом приоритетов социально-экономического развития, ресурсов, рисков возможно определение стратегии и тактики реформирования в системе государственного управления. Многогранность целей и задач государственного управления и широта спектра государственного регулирования предопределяют сложности в формировании четкой стратегии реформ и координации различных ее направлений.
Литература
Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный энциклопедический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.