ФОНД ПОКОЛЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

22 мая 2:54

За последние 60 лет многие страны, обладающие природными ресурсами были создали суверенные фонды, в которые поступает часть средств полученные от использования природных ресурсов.

          Суверенные фонды разделяют на три типа: стабилизационные, фонды будущих поколений, резервные фонды.

Таблица 1 — Классификация суверенных фондов[1]

Наименование группы

Характеристика

Примеры

Стабилизационные фонды

часть средств, которая выводится за рамки бюджета. То есть происходит изоляция денежных средств от резких колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы

Economic and Social Stabilization Fund (Чили); Petroleum Fund of Timor-Leste (Восточный Тимор)

Сберегательные фонды (фонды будущих поколений)

используются для перевода активов сектора добывающей промышленности в диверсифицированные активы

Kuwait Investment Authority (Кувейт); Government Pension Investment Fund — Global (Норвегия); Abu Dhabi Investment Authority (АОЭ), Libyan Investment Authority (Ливия); Фонд национального благосостояния (Россия)

Общественные пенсионные системы

фонды, финансируемые государством. Средства фондов используются на выплату социальных пенсий

Future Fund (Австралия); National Pensions Reserve Fund (Ирландия); New Zealand Superannuation Fund (Новая Зеландия)

Фонды развития

создаются для финансирования проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны

European Development Fund (ЕС); Nordic Development Fund (Дании, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция);«Самрук- Казына» (Казахстан); Mudabala Development Company (ОАЭ); National Development Fund of Iran (Иран)

Специализированные корпорации

представляют собой суверенные фонды по управлению золотовалютными резервами, вкладываемыми в рыночные инструменты

China Investment Corporation (Китай); Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур); Национальная инвестиционная корпорация Национального Банка Казахстана

 

          Фонды формируются, как на федеральном уровне, так и на уровне региона. К государственным можно отнести фонды: Норвегии, Кувейта, Кирибати, Колумбии, Чили, Кувейта, Сингапура, ОАЭ и т.д. К фондам  действующим на региональном уровне относятся: Постоянный фонд штата Аляска (США), Региональный государственный фонд поколений Ханты-Мансийского округа (ликвидирован в 2018г.), Государственный фонд поколений Сахалинской области, Целевой фонд будущих поколений Республики Саха.

          Фонд поколений ХМАО был создан в 1992 году, когда Малый Совет народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа принял решение о выделении соответствующей строки окружного бюджета. На основе изучения всего имеющегося массива опыта других стран (Венесуэлы, США, Канады, Норвегии) была предложена модель регионального Фонда поколений, реализованная 15 декабря 1994 года принятием Думой именного Закона автономного округа о Фонде поколений ХМАО. [2]

          Фонд поколений формировался и пополнялся за счет [5]:

а) средств бюджета автономного округа, предоставляемых в форме взносов в уставный фонд государственного унитарного предприятия;

б) доходов, полученных в результате использования имущества, включенного в состав Фонда поколений;

в) иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

          Целями Фонда являлись [2]:

  • Создание имущественной базы, которая в перспективе должны были исключить монопольную зависимость развития округа от нефтегазовой сырьевой базы;
  • Создание гарантий обеспечения уровня жизни и занятости населения округа;
  • Создание дополнительных гарантий детям, молодежи, старшему поколению Югры.

          Управляли Фондом поколений Попечительский Совет, сформированный из состава членов Правительства и депутатов Думы автономного округа, и исполнительная дирекция. Попечительский Совет рассматривает и утверждает структуру портфеля активов фонда, перспективы его развития, отраслевые программы, а также условия крупных сделок. [2]

          9 августа 2017 года на основании распоряжения Правительства ХМАО-Югры №528-р было принято решение о ликвидации государственного предприятия. Основная причина — несоответствие регионального закона №137-оз от 27.12.2000г. «О предоставлении именных целевых денежных выплат детям Ханты-Мансийского автономного округа, родившимся в 2000 и последующие годы» федеральным законам. Принятые нормы не учитывают обязательные принципы и критерии (бюджетирование, адресность и нуждаемость) для принятия мер социальной поддержки. Вторая причина ликвидации Фонда — отсутствие основного источника финансирования Фонда. С 2008 года НДПИ был переведен из окружного в федеральный бюджет, в связи с этим Фонд поколений лишился своего главного источника дохода.

          Фонд поколений ХМАО являлся неким аналогом Постоянного фонда Аляски. Автономный округ и штат Аляска — это два нефтеносных региона России и США. На долю ХМАО приходится 42% от общей доли добычи нефти в России, а на долю Аляски около 20% американской нефти.

          Постоянный фонд Аляски вызывает восхищение во всем мире, как один из первых суверенных фондов благосостояния и крупнейший в своем роде фонд государственного уровня в Соединенных Штатах. Фонда Аляски получил всемирное признание как модель управления невозобновляемыми природными ресурсами, которая была преобразована в возобновляемый финансовый ресурс. На протяжении сорока лет фонд приносил огромную пользу жителям Аляски, особенно бедным, людям преклонного возраста, сельским жителям и людям с фиксированным доходом.

          Созданию Постоянного фонда Аляски способствовало обнаружение нефти в 1969 году, затем строительство Трансаляскинского трубопровода в 1974 году, и наконец принятие поправки в Конституцию штата в 1976 году.

          28 февраля 1977 года Постоянный фонд получил свой первый депозит целевых доходов от нефти на общую сумму 734 000 долларов. Инвестиции почти полностью состояли из облигаций, а в Законодательном собрании в течение четырех лет проводилось публичное обсуждение вопроса о том, следует ли управлять Постоянным фондом как инвестиционным фондом или как банком экономического развития.

Рис. 1. Динамика ежегодных индивидуальных выплат Постоянного Фонда Аляски, долл. США

          В 1980 году Законодательное собрание утвердило первую программу дивидендов Постоянного фонда. [1] Однако начала действовать лишь в 1982 году, когда было решено 42% инвестиционного дохода фонда выплачивать населению штата во исполнение предложений Джея Хаммонда. [4] Самый минимальный размер ежегодного дивиденда в штате Аляска с 1982 года составил 331,29 долл. США, а максимальная сумма была зафиксирована на уровне 2 072 долл. США в 2015 году. (рис. 1)

          Губернатор Джей Хаммонд подписал в 1980 году закон о создании Корпорации Постоянного фонда Аляски (Alaska Permanent Fund Corporation (APFC)) с целью управления инвестициями. [1] Каждый год Корпорация подготавливает и утверждает на наблюдательном совете инвестиционную стратегию, отчёты о её исполнении публикуются ежегодно на официальном сайте, что обеспечивает прозрачность и открытость управления. Корпорация управляется Советом Попечителей в периодически обновляемом составе, каждый из которых представляет различные слои населения штата. Корпорация Постоянного фонда действует в соответствии с конституционными нормами штата Аляска, она не подчинена никаким органам исполнительной власти. [4] Оперативное управление осуществляют исполнительный директор и высококвалифицированные специалисты в области финансов, которые отчитываются перед Советом Попечителей за результаты своей деятельности. В структуре фонда действует два Комитета: Комитет по корпоративному управлению (Corporate Governance Committee) и Комитет по аудиту (Audit Committee). Нормативное и административно-техническое управление Фондом осуществляет органы законодательной и исполнительной власти штата Аляска — Законодательное собрание и Министерство по налогам и сборам.

          Открытость и прозрачность управления средствами Фонда — первостепенная мера, которая предупреждает недобросовестное расходование средств. Прозрачность структуры управления и открытость информации позволяет достигнуть цели фонда, а также завоевать доверие других участников финансового рынка

          Предложения по повышению уровня открытости и прозрачности управления средствами фонда:

  1. Разработка нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и управление средствами фонда;
  2. Прогнозирование социально-экономического эффекта от размещения средств фонда в инвестиционные проекты;
  3. Создание обновленной структуры управления фондом;
  4. Размещение отчётности на официальном сайте.

          Поскольку Фонд поколений распоряжался значительными средствами для его более эффективной работы необходимо было разграничить сферы принятия решений и ответственности. Это необходимое условие для минимизации политического давления и вмешательства, которое препятствует реализации инвестиционной стратегии достижению целей фонда.

          Рассмотрев структуру управления суверенного фонда Аляски можно выделить следующие основные элементы:

  1. Руководитель — определяет цели фонда и осуществляет контроль за эффективностью управления средствами;
  2. Исполнительный директор — осуществляет ежедневное управление средствами фонда;
  3. Совет Попечителей — формирование инвестиционной стратегии, рассмотрение и оценка результатов управления. Целесообразно включать в состав совета экспертов в области экономики, финансов и инвестиций, которые не имеют отношения к государственной службе;
  4. Наблюдательный совет — осуществляют контроль за соблюдением действующего законодательства.
  5. Консультативная структура — разработка рекомендаций по формированию и проведению инвестиционной политики;
  6. Кастодиан — проведение расчетов и бухгалтерское оформление сделок с финансовыми активами.

          Таким образом, суверенные фонды играют важную роль в проведении макроэкономической политики, достижении финансовой стабильности, решении прочих задач. Таким образом, на Аляске удалось реализовать подобие идеи базового дохода, который пытаются внедрить у себя многие страны. Использование международного опыта для создания структуры управления способно повысить эффективность инвестирования.

 

Список литературы

  1. Официальный сайт Корпорации Постоянного фонда Аляски. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apfc.org/who-we-are/history-of-the-alaska-permanent-fund/ (Дата обращения: 15.01.2021)
  2. Официальный сайт Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Режим доступа: http://fphmao.ru (дата обращения 17.01.2021).
  3. Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imf.org/external/ russian/ (Дата обращения: 18.01.2021)
  4. Краснопольский Б.Х. Пространственная организация регионального управления природопользованием (опыт штата Аляска, США) // Пространственная экономика. 2005. №2. С. 151 —
  5. http://docs.cntd.ru/document/991010601 — Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года N 11-оз «О Фонде поколений Ханты-Мансийского автономного округа» (дата обращения 17.01.2021).

 

[1] Составлено автором по: [3]