Почему пальцы помогают говорить?

11 августа 6:59

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста [18]. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребёнка движения рук очень важны. У детей  довольно часто наблюдается задержка  в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями ЦНС. В чём причины задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими  людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами [3]. Наблюдения различных педагогов показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…» [12].

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями [17, С.4]. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.

            Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь) [21].

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? [10]. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребёнка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга [11, С. 60-64].

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить [9].

Главная и самая правильная форма физического воспитания детей — игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь»

Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.

Развитие речи находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребёнка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д.

Учёные полагают, что рука ребёнка в первый месяц жизни обнаруживает ряд существенных предпосылок для развития всех своих функций: непроизвольность движений, общность движений рук и мускулатуры всего тела, отсутствие связи движений пальцев, тактильная чувствительность руки. Эти предпосылки способствуют становлению связей: рука-глаз, рука-рот, рука-ухо[16] .

Функциональное своеобразие движений руки ребёнка начинает формироваться на следующем этапе. Однако со стороны взрослого уже целесообразно активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. К основным видам педагогической поддержки развития движений рук ребенка можно отнести следующие: согревание рук ребенка в своих, легкий массаж и др. [19].

По мнению исследователей (Л.Т. Журба, А.В. Запорожец, Е.М. Мастюкова), второй этап характеризуется тем, что рефлекторные движения руки усложняются и начинают образовываться координированные движения. Такие координированные связи позволяют выходить на случайный контакт руки с предметом, совершенствовать схватывание.

По мнению ученых (М.Ю. Кистяковская, А.И. Корват) этап преддействий включает в себя: дифференциацию (вычленение ведущей руки в манипуляциях), длительное удержание вложенного в руку ребёнка предмета, изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные, или в преддействия) и т.д.

Однако необходимо заметить, что уже на этом этапе очень важна педагогическая организация первых движений ребёнка. По мнению М.Ю. Кистяковской, роль руки на втором этапе выходит за границы физиологии и позволяет участвовать в формировании характера ребёнка: при эмоциональной насыщенности занятий, стимулирующих двигательную активность рук, у ребёнка развивается сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, уточняются пространственные представления, налаживается координация движений рук и т.д. В качестве педагогических мер, направленных на улучшение условий развития предметных действий ребёнка, на этом этапе рекомендуется: обеспечение свободных движений рук ребёнка (касания руками друг друга, ярких погремушек и т.д.); подвешивание игрушек; вкладывание в руку ребенка легких мелодичных игрушек-погремушек [15].

К характерным особенностям третьего этапа ученые относят дальнейшее развитие рефлекторных координаций, произвольных хватательных движений, торможение и исчезновение импульсных движений и некоторых простых рефлексов (Л.С. Выготский, Л.С. Цветкова, А.Е. Туровская и др.); особенно разительные изменения происходят в деятельности кисти и пальцев (А.В.Запорожец и др.) [6].

Третий этап развития руки ребенка характеризуется существенными особенностями в формировании простых результативных предметных действий (вначале — впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа — направленность действия на определенный результат).

Характерными особенностями четвертого этапа, развития движений руки ребёнка, являются следующие: дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки), взятие предмета, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность. Специалисты рекомендуют проводить активные упражнения для пальцев рук с достаточной амплитудой, катать пальчиками деревянные шарики (бусы, пластилин) различного диаметра, конструировать из кубиков, собирать пирамидки, перебирать и перекладывать мелкие и крупные предметы (карандаши, пуговки, спички, зёрна). Особо отмечается, что упражнения и игры подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей [20].

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [8].

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга [16].

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи [1].

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма [4].

В развитии ребёнка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребёнок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трём годам жизни движения пальцев ребёнка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека [7].

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трёх месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребёнок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку [13].

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • помощь детям с задержкой в развитии речи;
  • подготовка руки к письму у старших дошкольников;
  • тренировка внимания, пространственного мышления;
  • воспитание эмоциональной выразительности.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга [5]. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно [2].

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. — 20 с.
  2. Адаптация  детей  раннего  возраста  к  условиям  ДОУ /  практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
  3. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / Сост. О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. – М.: Сфера, 2009. – 56 с.
  4. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют / Сост. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.–144с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.:2012
  6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Сост. Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  7. Книга для воспитателя / Под ред. Р. А. Курбатовой и Т. А. Марковой – М.: Просвещение,2012 – 383 с.
  8. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание.2012. №»9 .
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,.-432 с.
  10.   Любина, Г. Как учить стихи… играючи / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. — С. 56-58.
  11.   Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1. — С. 60-64.
  12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб: Питер, 2012 — 781 с.
  13. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, – 216с.
  14.   Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.
  15. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: 2012
  16. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 2013г.
  17. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал дошкольное воспитание.2014, № 3 – 4, стр. 4.
  18. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, «Владос» 2013.
  19.   Цвынтарный,  В.В.  Играем пальчиками и развиваем речь / В.В.  Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
  20. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 2013г.
  21. Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия: Высшая школа, 2016 – 403с.