ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРОЙ ПРАВОНАРУШЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

25 мая 2:18

Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии коррупции в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах – самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности органов военной прокуратуры, которое имеет свои задачи, предмет и пределы.

Полномасштабная борьба с коррупцией в Российской Федерации объявлена в 2008 году. Именно тогда были приняты Национальный план противодействия коррупции[1], Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», и Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Наряду с вышеупомянутыми нормативными правовыми актами
в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 30 января 2002 № 1-ФКЗ
«О военном положении», Федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих», от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами изданными в их развитие
по вопросам противодействия распространению коррупционных правонарушений в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, правонарушения, связанные с неисполнением установленной Федеральным законом «О противодействии коррупции»[2] обязанности работодателей сообщать представителю нанимателя государственного или муниципального служащего[3] по последнему его службы о заключении трудового
или гражданско-правового договора, являются распространёнными
и как правило мало выявляемыми.

Например, исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[4], выражается в неисполнении работодателем
при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)
в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.

При этом обязанность по направлению такого сообщения
не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящеюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьёй 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица,
а также юридические лица. При этом из примечания к статье 2.4 КоАП РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность
как должностное лицо, в том случае, когда дело об административном правонарушении возбуждено после утраты данным лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Исходя из толкований части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, привлечение
к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности
за данное нарушение виновное должностное лицо.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия у работодателя сведений о ранее замещаемой его работником должности свидетельствует
об отсутствии оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.

Имеет место быть и малозначительность правонарушения, предусмотренного статьёй 19.29 КоАП РФ, только в том случае если оно выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, которое в свою очередь не привело к неполучению необходимой для этих целей информации.

Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Информация о правонарушениях может быть получена, как
при плановой проверке соблюдения должностными лицами требований законодательства о противодействии коррупции, так и анализом сведений, содержащихся в средствах массовой информации, через ассоциации предпринимателей, иных представителей гражданского общества и других источников (в том числе органов безопасности в войсках).

При этом необходимо иметь в виду что совместными решениями руководителей правоохранительных органов и командования родов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на командование воинских частей возложена обязанность
о направлении информации об уволенных военнослужащих (государственных гражданских служащих и работников), должности которых на момент их увольнения были включены в перечни должностей,
при назначении на которые граждане и при замещении которых служащие обязаны были предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения по отношению к супругам и несовершеннолетних детей.

В свою очередь военным прокурорам остается использовать полученную информацию при планировании надзорных мероприятий.

При проведении проверки соблюдения требований статьи
12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 КоАП РФ, военному прокурору необходимо установить следующие обстоятельства:

— замещал ли бывший служащий должность государственной
или муниципальной службы, включённую в перечни;

— не истек ли двухлетний срок с момента увольнения бывшего служащего;

— осведомлённость работодателя о том, что работник ранее замещал должность государственного служащего;

— соблюдение порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации[5], включая требования к форме и содержанию сообщения (уведомления) о принятии на работу служащего;

— не истек ли шестилетний срок давности привлечения
к административной ответственности, который исчисляется со дня, следующего за истечением десятидневного срока направления уведомления о приёме на работу бывшего служащего.

Постановление выносится с участием лица (представителя юридического лица), в отношении которого возбуждается дело, по правилам, регламентирующим составление протокола об административном правонарушении и должно содержать в себе элементы, предусмотренные статьёй 28.2 КоАП РФ и в последующем согласно части 3 статьи 23.1
КоАП ФР направляется мировому судье для рассмотрения по существу.

Вместе с тем нередки случаи, когда в ходе изучений постановлений военных прокуроров о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.29 КоАП РФ судьи приходят
к необоснованному выводу об отказе в привлечении работодателя
к административной ответственности.

По мнению судей, причиной такого вывода является основывающееся на толковании приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» мнение об отсутствии у военных прокуроров правовых оснований
для возбуждения дел в отношении не поднадзорных юридических
и должностных лиц. В свою очередь иные нормативные правовые акты
возможность осуществления военной прокуратурой надзорных полномочий
в рамках борьбы с коррупцией в не поднадзорных организациях не содержат, в результате чего трактуются в пользу работодателя.

Таким образом, несмотря на очевидность совершаемого работодателем правонарушения мировые судьи приходят к выводу о его невиновности
в виду отсутствия у военного прокурора полномочий по вынесению мотивировочного постановления в отношении не поднадзорного юридического (должностного) лица.

На основании изложенного, представляется необходимым предусмотреть в статью 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[6] изменения, по реализации военной прокуратурой полномочия на проведение в не поднадзорных организациях проверок, направленных
на выявление коррупционных правонарушений.

 

Список литературы

  1. Указ Президента российской Федерации от 31 июля 2008 г.
    № Пр-1568 «Национальный план противодействия коррупции»// Российская газета. 2008. 5 августа N 164.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред.
    от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. 29 декабря. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации
    от 21 января 2015 г. № 29 (в ред. от 10.07.2020) «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, 2015. 26 января. Ст. 668.
  4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366.
  5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации
    от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»
    // Текст приказа официально опубликован не был.
  6. Настольная книга военного прокурора: пособие/ под общей редакцией заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора Фридинского С.Н. – М: «Граница», 2014. Издание второе, исправленное и дополненное. – 440 с.

 

List of literature

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. PR-1568
    of July 31, 2008 » national anti-corruption plan»// Russian newspaper. 2008. August 5, N 164.
  2. Federal law No. 273-FZ of December 25, 2008 (as amended from 24.04.2020) «On anti-corruption» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2008. December 29. N 52 (part 1). Article 6228.
  3. Resolution Of The Government Of The Russian Federation from January 21, 2015 No. 29 (as amended from 10.07.2020) «On approval of Rules
    of communication by the employer about the conclusion of labor or civil law contract on performance of works (rendering of services) with the citizen replacing positions of the public or municipal service which list is established by regulatory legal acts of the Russian Federation» // collected legislation of the Russian Federation, N 4, 2015. 26 Jan. Article 668.
  4. Federal law No. 2202-I of January 17, 1992 (as amended). from 06.02.2020) «on the Prosecutor’s office of the Russian Federation» // Vedomosti
    of the Congress of people’s deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992. February 20. N 8. St. 366.
  5. Order of the Prosecutor General’s office of the Russian Federation
    of 07.05.2008 No. 84 «on the division of competence of prosecutors of territorial, military and other specialized Prosecutor’s offices» // The text of the order was not officially published.
  6. Table book of the military prosecutor: manual/edited by the Deputy Prosecutor General of the Russian Federation — the Chief Military Prosecutor of Fridinsky S.N. — M: «Border,» 2014. The second edition, corrected and supplemented. — 440 s.

 

[1] Указ Президента российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 «Национальный план противодействия коррупции»// Российская газета. 2008. 5 августа N 164.
В дальнейшем изданы Указы Президента российской Федерации от 13 апреля 2010 г.
№ 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2011 годы»,
от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции
на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»… Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы».

[2] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020)
«О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. 29 декабря. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

[3] Далее – служащие.

[4] Далее – КоАП РФ.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29
(в ред. от 10.07.2020) «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)
с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, 2015. 26 января. Ст. 668.

[6] 1.       Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020)
«О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля.
N 8. Ст. 366.