Проблемы создания эффективной системы государственного регулирования агролизинга на региональном уровне

20 мая 12:29

Экономический кризис развивающийся в России на фоне политических факторов коснулся и без того имеющей немало проблем отрасли сельского хозяйства. Одной из мер, принятой государством для поддержки сельского хозяйства, является развитие лизингового механизма. Лизинг по сравнению с кредитной схемой имеет ряд преимуществ: гибкая система платежей, затраты ниже, чем при кредите и др. Однако лизинг имеет и недостатки: дороговизна для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества за счет собственных или заемных средств; если техника, взятая в финансовый лизинг, устаревает морально до истечения срока лизингового договора, то лизингополучатель продолжает осуществлять платежи до конца действия этого договора и т.д. [1, c. 35].

Анализ складывающегося на практике экономического механизма агролизинга и сопровождающих его нормативных документов показывает, что российское государство основную часть бюджетных средств направляет на финансирование проектов и программ, которые при плановых расчетах должны улучшить состояние АПК страны. Региональной лизинговой компанией, представляющей интересы «Росагролизинга» в Республике Саха (Якутия) является ОАО ЛК «Туймаада-лизинг», компания-монополист в области лизинговых поставок в Якутии.

ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» является исполнителем  государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» и государственной программы «Развитие предпринимательства в РС(Я) на 2012-2016 годы». В Республике Саха (Якутия) источниками формирования лизингового фонда ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» являются средства уставного капитала лизинговой компании, заемные средства коммерческих банков [2].

В части привлечения заемных средств лизинговая компания сотрудничает с филиалами «Россельхозбанка», «Внешторгбанка», «Сбербанка России», а также с республиканским «Алмазэргиенбанком». Динамика увеличения средств лизинговой компании положительная, уставный капитал предприятия ежегодно значительно увеличивается, в основном за счет финансирования из бюджета.

Осуществляемый экономический механизм государственного агролизинга имеет ряд существенных проблем:

– выделенные средства не были в достаточной мере обеспечены соответствующими гарантиями возврата, выбор лизингополучателей был слабо аргументирован, не производилась предварительная оценка экономической эффективности инвестиций, не учитывалось несоответствие производительности техники и объемов производства мелких производителей;

– сельскохозяйственный товаропроизводитель как лизингополучатель оказался незащищенным в правовом и экономическом отношении от неблагоприятных ситуаций, которые возникают в процессе его деятельности при использовании предметов агролизинга, не проработаны вопросы страхования лизингополучателя;

– недостаточно проработана организационная структура системы проведения лизинговых операций, не определен круг физических и юридических лиц, которым дано разрешение заниматься агролизингом.

– технику по лизингу при существующем положении могут получить, в основном, лучшие, стабильно развивающиеся хозяйства, которые представляют незначительную часть сельхозтоваропроизводителей. Большинство же без помощи регионов не в состоянии уплатить даже первоначальные лизинговые взносы;

– существующий диспаритет цен – высокие цены на продукцию машиностроения при низких ценах на продукцию сельского хозяйства.

Предлагаем следующие меры государственной поддержки агролизинга Правительством РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ (рис. 1).

Рис. 1. Меры государственной поддержки агролизинга

 

Исследования показали, что какая бы организация кредитного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами ни была предложена, в условиях убыточного и низкорентабельного функционирования она не обеспечит возврат ссуд. В данное время цены на материально-технические ресурсы, взятые в агролизинг, формируют основную часть затрат на производство сельскохозяйственной продукции. На их долю приходится больше половины ее себестоимости.

Для решения данной задачи могут быть использованы несколько подходов. Один из них заключается в государственном регулировании цен на основные виды материально-технических ресурсов. Для продажи техники в агролизинг целесообразно установить льготные цены на заводах-изготовителях.

Одновременно с введением предельных цен должны быть установлены экономические санкции за превышение их уровня. В частности, прибыль или определенную долю дохода, полученную от превышения этих цен, следует изымать для последующего возврата потребителям техники, а штраф в таком же размере направлять в бюджет.

Одновременно необходимо поэтапно вводить гарантированные цены на продукцию сельского хозяйства, которые следует применять при реализации всей продукции, а также при определении размера надбавок и доплат в тех случаях, когда рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Вместе с гарантированными ценами можно ввести систему залоговых операций с использованием залоговых цен.

Для реализации лизинговых сделок в АПК со стороны государства можно рекомендовать предоставление государственных гарантий: например, разрешить накопленные амортизационные отчисления направлять на улучшение деятельности участников агролизинга.


  1. 2. Налоговая политика. Важнейшим рычагом воздействия государства на развитие агролизинга является налоговая политика.

Необходима разработка дифференцированного налогообложения и льгот для всех субъектов лизинговых отношений, в том числе:

– освобождение от налогов лизинговых платежей в течение первого года после создания лизинговой компании;

– освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора финансового агролизинга со сроком не менее 3 лет;

– освобождение хозяйствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении техники, являющейся объектом финансового агролизинга;

– предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям с целью создания благоприятных экономических условий для их деятельности.

Система налогообложения должна стимулировать другие отрасли народного хозяйства в инвестировании агролизинга.


  1. Финансово-кредитная политика. Не менее важным фактором регулирования агролизинговых отношений является финансово-кредитный механизм.

Федеральная и региональная финансовая политика в отношении лизинга в АПК сводится к непосредственному инвестированию через различные программы и проекты. Наблюдается низкая взаимосвязь между выделением инвестиций и конечными результатами производства, так как политика списания долгов и покрытия убытков в аграрном секторе остается. Например, на Западе подавляющая часть бюджетного финансирования аграрного сектора осуществляется в форме прямых выплат на единицу реализованной продукции, гектар посевов, голову скота. За счет этих выплат поддерживается межотраслевой паритет доходов [3, c.125]. Российская система же неизбежно порождает финансовую безответственность и иждивенчество субъектов агролизинга. Это приводит к тому, что прямые бюджетные выплаты нарастают, а реальные поступления сельскохозяйственным товаропроизводителям именно в силу этой политики сокращаются. Нужна замена действующих способов финансирования на методы государственной поддержки, для чего необходимо:

– инвестировать лизинговые сделки напрямую в зависимости от получения конечного результата – реализованной сельскохозяйственной продукции;

– отказаться от списания и покрытия долгов убыточных предприятий;

– поддерживать и развивать конкуренцию на агролизинговом рынке;

– субсидировать лизинговые проекты.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель значительно переплачивает за лизинговую технику за счет накручиваемых процентов. Не имея наличных денежных средств на приобретение и обновление техники ему приходиться соглашаться с условиями банков, лизинговой компании. Одной из значительных мер государственной поддержки могло бы стать субсидирование полное или частичное процентов за лизинг в отрасли АПК.

Использование механизма субсидирования процентных ставок, как по лизинговым платежам, так и по платежам по инвестиционному кредиту способно оказать положительное воздействие на техническое обеспечение аграрных формирований.

Выделенные нами основные пути совершенствования лизингового механизма могут быть сведены к следующему.


  1. Финансовое оздоровление предприятий сельского хозяйства путем стабилизации цен, введение гарантированного материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей по паритетным и стабильным в течение года ценам.
  2. Развитие и совершенствование лизинговой формы финансирования поставок новой техники и оборудования для села с возможностью государственного регулирования и контроля. При этом деятельность на лизинговом рынке должна опираться на положительный опыт функционирования аналогичных зарубежных рынков – минимальное налогообложение, рациональные варианты оплаты, оптимальные сроки расчетов, тесная взаимосвязь между выделением инвестиций и конечным результатом производства.
  3. Доступность и разнообразие операций купли-продажи технических средств и передачи их лизингополучателям. Речь в данном случае идет о возможных вариантах участия различных сторон (государства, лизинговых компаний, финансирующих организаций, страховых компаний) в лизинговых операциях.
  4. В практике лизинговых сделок должен быть задействован согласно закону «О лизинге» практически весь арсенал разнообразных видов лизинга – от оперативного и финансового до экпортно-импортного, с использованием всех видов денежных платежей и сельскохозяйственной продукции.
  5. Сокращение издержек производства в сельском хозяйстве за счет замораживания цен в промышленности на основные средства производства и получение на этой основе достаточной прибыли, что повысит платежеспособный спрос сельских товаропроизводителей.
  6. Введение гарантированных цен, ускоренной амортизации и отмена налога на добавленную стоимость на важнейшие виды материально-технических ресурсов и технических средств, что будет способствовать повышению покупательной способности хозяйств-потребителей этих ресурсов.
  7. Введение предельных цен на топливно-энергетические ресурсы и наиболее важные виды материально-технических средств, используемые в сельском хозяйстве и отрасли сельскохозяйственного машиностроения. С введением предельных цен важно также установить санкции за превышение их уровня. С целью стимулирования производства новой техники и повышения качества продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей следует на срок освоения ее производством выдавать заводам-изготовителям субсидии в размерах, обеспечивающих снижение цен на эту технику до приемлемого уровня.
  8. Стимулирование производства, выпускающего ресурсо-сберегающую технику, и обеспечение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью как важного направления регулирования цен и рынка материально-технических средств для АПК.
  9. Поддержка и развитие конкурентной среды агролизинга. В Якутии ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» является практически монополистом, что позволяет диктовать условия сельскохозяйственным товаро-производителям, у которых нет возможности выбора. Если будут создаваться коммерческие лизинговые структуры, то расширится ассортимент техники, условия лизинговой сделки будут более гибкими. Создание таких структур возможно при привлекательных условиях для лизингодателя, заводов-производителей, т.е. нужны изменения в налоговой и финансовой политике государства.

Реализация изложенных нами мероприятий по государственному регулированию технического обеспечения АПК через агролизинг позволит поэтапно оснастить сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами.

 

Литература


  1. Беспахотный Г.В., Барышников Н.Г., Кошолкина Л.А. Государственная поддержка сельского хозяйства (анализ действующей системы и обоснование ее изменений). — М.: Международная Федерация Шоу Дао, 2006. — 178 с.
  2. Центр раскрытия корпоративной информации: годовая бухгалтерская отчетность ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» 2010-2014 г.г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения 08.10.2015).
  3. Философова Т.Г. Лизинг: учебное пособие. — М: Юнити-Дана , 2012. — 191 с.