ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРОССПОЛЯРНЫХ МАРШРУТОВ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ РОССИИ

20 мая 1:47

УДК 656.022

На сегодняшний день, Арктика – это регион, транспортный потенциал которого становится объектом пристального внимания национальных правительств, бизнеса и экспертного сообщества. Арктические маршруты привлекают возможностью доставить груз кратчайшим морским путем из Европы в Азию, а также сократить время перелета в Америку, воспользовавшись кроссполярными маршрутами.

Кроссполярные маршруты из Северной Америки в страны АТР, пролегающие над территорией России обладают огромным потенциалом для привлечения иностранных инвестиций. Дальнейшее развитие этих транзитных коридоров может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, создав взаимовыгодные условия для многих стран и регионов.

Тема открытия кроссполярных маршрутов из Северной Америки в Южную и Юго-Восточную Азию была впервые затронута в 1997 г. на Втором международном экономическом конгрессе губернатором Красноярского края Валерием Зубовым[3] и над территорией России, по распоряжению российского Президента, были открыты первые кроссполярные маршруты, по которым разрешались рейсы зарубежных авиакомпаний. Трассы получили названия Полярный – 1,2,3,4.

В 1997 году, на Санкт-Петербургском экономическом форуме впервые была выдвинута идея создания проекта «Северный воздушный мост» — кратчайшего воздушного маршрута, соединяющего Северную Америку и Юго-Восточную Азию. Успешная реализация проекта «Кроссполярный воздушный мост» во многом объясняется уникальным географическим положением Сибири и регионов, над которыми предполагается осуществлять перелеты. Маршруты, пролегающие через Сибирь, также позволят значительно сократить время полета между теми же пунктами по сравнению с другими межконтинентальными маршрутами более чем на 2-5 часов благодаря благоприятным метеоусловиям и сокращению протяженностью трасс: на 1,4 тыс. км на трассе Лос-Анджелес–Бангкок, на 3,7 тыс. км –Чикаго–Гонконг, на 4,2 тыс. км – Нью-Йорк–Сеул и т.д[2].

Таким образом, сокращение времени полета, в первую очередь, означает экономию топлива, ресурса двигателей, оплаты персонала и других слагаемых транспортных затрат. Что означает, экономию миллионов долларов для авиакомпаний.

По состоянию на 2016 год, над территорией России проходят 18 кросс полярных авиационных маршрутов по направлению Северная Америка – Юго-восточная Азия. Но после украинского кризиса воздушное пространство над юго-востоком Украины закрыто, что привело к перенаправлению потоков: около 70% рейсов, выполнявшихся через Украину, перешли на южные коридоры – Болгарию, Турцию, Армению, а 30% — на северные, то есть через Россию. При стабилизации обстановки «южные» рейсы, вероятно, тоже вернутся к полетам над территорией России[1].

Над территорией Республики Саха (Якутия) пролегают маршруты Полярный-3 и Полярный-4 (рис. 1). Также стоит отметить, что Международный аэропорт «Якутск» подписал в 2003 г. Договор (Ground Handling Agreement) с компанией Global Aviation Consulting на наземное обслуживание самолетов в случае экстренной, аварийной посадки, тем самым, сделав важный шаг в укреплении международного авиационного сотрудничества.


Рисунок 1. Кроссполярные маршруты над территорией Якутии.

Кроссполярные маршруты – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений в международной авиации. Интенсивность кроссполярных пассажирских и грузовых рейсов на рынке авиаперевозок растет с каждым годом в четыре раза быстрее. Сейчас кроссполярные рейсы выполняются авиакомпаниями России, Китая, Кореи, Сингапура, Таиланда, Гонконга, Скандинавских стран и ОАЭ. В будущем данный список стран будет только пополняться.

Первой ступенью для этого должно стать совершенствование воздушного законодательства России, который будет способен в полной мере обеспечить пользователей кроссполярных маршрутов всеми аэронавигационными услугами, гарантировать безопасность при выполнении пассажирских и грузовых перевозок и отвечать всем требованиям Международного права.

Между тем, растет число гражданских и грузовых рейсов по данным маршрутам; сокращается протяженность маршрута и времени перелета из Северной Америки в Юго-Восточную Азию; отсутствует сильная перегруженность по кроссполярным направлениям; уменьшается стоимость транспортных затрат для авиаперевозчиков; развитие инфраструктуры аэропортов и социально-экономического положения отдельных регионов за счет привлечения инвестиций; развитие туристического бизнеса; расширение межгосударственного, межрегионального торгового сотрудничества позволяют дать положительную оценку для дальнейшей реализации кроссполярных маршрутов в Арктическом регионе.

Литература


  1. Во многом виноват украинский кризис. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2015/09/05/7740125.shtml
  2. Енисейский кроссполярный воздушный мост. – Режим доступа: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2014/Bandman/11Malov.pdf
  3. Красноярск станет центром транзита «Америка-Азия». – Режим доступа: http://www.nvkz.kuzbass.net/agancy/news.htm