СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

31 октября 7:17

Экономика всех стран имеет свойственные любой экономической системе своеобразные циклы, а все циклические процессы, в свою очередь, состоят из различных фаз, к которым можно отнести не только подъёмы и пики, но и менее радужные фазы – спады, депрессии. Экономика никогда не находится в состоянии покоя, она постоянно не только функционирует, но и развивается, не редко процветание сменяется чередом различных по масштабу кризисов, при которых понижаются важные экономические показатели.

Понятие «кризис» достаточно многогранно, многие авторы по-разному относятся к последствиям кризисов и, соответственно, вкладывают «свой смысл» в его определение. Но все схожи в одном – кризис – повторяющееся с определённой периодичностью явление, сопровождающееся обострением противоречий, серьёзными нарушениями в хозяйственной деятельности, что часто приводит к дисбалансу функционирования всей экономической системы в целом, будь то самостоятельное предприятие, страна и даже целый мир.

Кризы различаются не только по структуре отношений в социально-экономической системе (экономические, социальные, организационные, производственные и тд), но также по масштабу проявления и причинам возникновения. Кризисы также различны по факторам, оказывающим влияние на появление и развитие кризиса, и по итоговым последствиям. Данная классификация такого сложного явления обуславливает необходимость постоянного анализа и оценивания реальной социально-экономической ситуации, наличия механизма борьбы с негативными последствиями кризиса, ведь любая профилактика проблемы обойдётся для субъекта дешевле, чем её лечение. Все эти действия (прогноз, анализ, оценка, предотвращение, устранение) и включает в себя не менее сложное понятие как «антикризисное управление».

Термин «Антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Существует несколько определений термина. В одном случае под антикризисным управлением понимают управление фирмой, в преддверии банкротства, в другом управление предприятием в период экономического кризиса. Так же существует определение связывающее понятие антикризисного управления с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. В этой статье рассматривается антикризисное управление с точки зрения государства.

Действие Правительства в условиях антикризисного управления должны быть направлены на обеспечение экономической стабильности, на поддержку системообразующих предприятий, и, самое главное, на социальную поддержку населения. Для России главной характеристикой кризисов 2008 и 2014-2016 года является резкое обнищание населения. По данным статистики, на сегодняшний день около 20 млн человек живут за чертой бедности, большую часть из них занимают малообеспеченные группы населения и неработающие пенсионеры.

Важной составляющей социальной политики, в рамках антикризисного управления, является борьба с высоким уровнем безработицы. Одним из методов борьбы с безработицей является увеличение числа рабочих мест, на которых могут работать люди без специального образования. Невысокое пособие по безработице, также можно отнести к стимулирующим методам борьбы, эти методы касаются малообеспеченной группы людей. Что касается неработающих пенсионеров, то пенсионную реформу можно рассмотреть в качестве антикризисного решения при борьбе с безработицей. С принятием закона о поднятии пенсионного возраста, предприятия начали выделять новые рабочие места и получили запрет на увольнение людей предпенсионного возраста. Этот метод можно назвать одним из наиболее эффективных.

Помимо федеральной повестки можно обратиться к социальной политике Ульяновской области. С 2020 года на территории региона будет введен закон «О Молодом специалисте», когда молодой специалист в течении 5 лет будет чувствовать себя максимально комфортно на своем рабочем месте. Региональные органы государственной власти делают все возможное для предоставления рабочих мест выпускникам вузов и ссузов, а также ряд мер, благодаря которым молодой специалист сможет обучаться по инновационным программам и повышать квалификацию, для него будет действовать ряд мероприятий по программам ипотеки, работе в муниципальных образованиях Ульяновской области и ряду других.

Мы понимаем, что работа в муниципальных образованиях и внедрение ряда социальных мер в соответствии с кругом полномочий муниципальных образований, предусмотренных Законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления играют важную роль в проведении антикризисной региональной политики. Наиболее актуальным направлением является участие органов местного самоуправления в программах после кризисного восстановления социально-экономического развития территорий за счет собственных инициатив и проектов, благодаря проектам-поддержки, которые разрабатываются на местах, затем направляются в региональные исполнительные органы государственной власти на согласование.  В свою очередь, важным критерием является тот факт, что муниципальным образованиям необходимо проводить наиболее рациональную муниципальную экономическую политику, включая разработку комплексных стратегических планов развития, муниципальных инвестиционных целевых программ, программ для развития местной молодежи, благодаря которой можно предпринять ряд решений для эффективного управления развития как своего муниципального образования, так и региональной повестки.