ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

5 мая 2:40

Термин «аудит» происходит от латинского «audit», что означает «слушает» [1]. Ему можно дать определение как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле-это проверка и контроль определенных видов деятельности в различных областях, на основании которой в последующем выдается документ (отчет, заключение), содержащий выводы проверяющих. В узком смысле аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности- такое определение закреплено в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2]. На основании положений приведенного закона следует, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия или организации, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать решения, основанные на этих выводах, которые именуются аудиторскими заключениями. Данные решения принимаются от лица аудитора и представляют собой официальный документ, являющийся необходимым для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, так как содержит в себе мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Заключение основывается на международных стандартах аудита, а также подготовленных на их основе федеральных правилах аудиторской деятельности, которые утверждаются Правительством РФ.[3]
         Таким образом, аудируемые лица получают информацию об их финансовом и имущественном положении, а также о достоверности финансовой отчетности благодаря проведению независимого аудита. Это, непосредственно, способствует своевременному выявлению рисков и дает возможность руководству организаций принимать определенные меры для того чтобы свести к минимуму возможные неблагоприятные последствия.
Исходя из того, что аудит является формой финансового контроля, то следует определить, что из себя представляет сам финансовый контроль.
Финансовый контроль — это деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, которая регламентируется нормами права. Финансовый контроль развивается по мере изменения окружающей финансово-экономической среды и поэтому в научной литературе предоставляются его различные виды и формы, среди которых можно выделить:

-государственный финансовый контроль;

-ведомственный финансовый контроль;

-негосударственный финансовый контроль.

Приведенная классификация основана на субъектах его проведения, но имеют место быть и другие основания, по которым можно классифицировать финансовый контроль. Следует учитывать, что некоторые авторы не относят аудит к финансовому контролю, и на основании этого не выделяют такой вид аудита как «государственный» [4]. Это связано с тем, что обычно термин «аудит» в юридической науке связан с деятельностью коммерческих организаций, так как определение аудита сводится в основном к предпринимательской деятельности нежели к государственной. Такую тенденцию можно заметить исходя из определения аудита, приведенного в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Также стоит отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 1 этого же ФЗ деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

          Аудиторская деятельность может осуществляться исключительно с момента внесения сведений о коммерческой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такого вида организации не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и услуг, перечисленных в ФЗ «Об аудиторской деятельности». Но несмотря на это, Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство используют понятия «аудит», «аудиторская деятельность» и производные определения по отношению к деятельности государственных органов.
         Например, в статьях 102, 103 Конституции РФ закрепляется название одной из высших должностей в Счетной палате РФ- аудитор [5]. И определяется компетенция как Совета Федерации, так и Государственной думы по отношению к таким лицам, а именно что касается назначения и освобождения от должности. Региональные контрольно-счетные органы также имеют в своем составе аудиторов аналогично Счетной палате РФ. Таким образом, вполне правомерно можно говорить о существовании государственного аудита.

         Согласно ст. 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты России осуществляется в виде финансового аудита, аудита эффективности, стратегического аудита и иных видов аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой России [6].

Каждый вид аудита имеет свою конкретную цель, которая принадлежит исключительно ему. Например, аудит эффективности применяется для того, чтобы определить эффективность использования денежных ресурсов, полученных объектами аудита для достижения запланированных целей, решения поставленных социальных и экономических задач развития РФ и осуществления функций, возложенных на неё. В целом определяется целесообразность расходования финансовых средств как федерального, так и региональных бюджетов.

Финансовый аудит в свою очередь проводится для документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов. Такие проверки проводятся путем изучения, анализа и различных видов экспертиз. Помимо этого, проверяется соблюдение бюджетного законодательства РФ, а также нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения.

Следующий вид аудита- стратегический. Он необходим для оценки эффективности планируемых мероприятий, вероятности рисков и возможности полноценного достижения целей как социального, так и экономического развития РФ, предусмотренных документами, касающихся стратегического планирования РФ.

Также проводится аудит государственных программ РФ (федеральных целевых программ), аудит государственных и международных инвестиционных проектов, аудит федеральных информационных систем и проектов, аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита. Их целью в основном является проверка обоснованности осуществления деятельности, связанной с конкретным видом аудита.

         В связи с расширением объектов государственного аудита в практику вводятся новые формы аудита:

— аудит рациональности;

— аудит адекватности.

         Аудит рациональности необходим для понимания того, целесообразно ли реализовать предлагаемые управленческие решения, как правильно их осуществить и какие могут быть последствия. Особенность такой формы аудита заключается в том, что он основан на проведении экспертизы, т.е. проект исследуется и оценивается путем анализа предоставляемой информации. На основании этого делается вывод, возможно ли вообще выполнить исследуемый проект. Аудит адекватности отличается следующим: его проводят относительно тех управленческих решений, которые возможно воплотить в реальность. Такой аудит может проводиться как до принятия решения (предварительный аудит), так и во время его реализации (текущий аудит).

         Государственный аудит в своей реализации сталкивается с некоторыми проблемами. Главной проблемой можно назвать недостаточное совершенствование такого вида деятельности, поскольку бывают ситуации, когда выбирается неправильный подход при проведении аудита, что в последующим вытекает в жёсткий контроль со стороны государства, это чаще всего происходит в системе управления государственными финансами. Следующей по важности можно назвать проблему, которая касается открытости, гласности и прозрачности деятельности государственных органов. Если вышеуказанные пункты не применяются при проведении государственного аудита, то могут возникнуть вопросы о правомерности такой деятельности. Следующая проблема вытекает из предыдущей и заключается в недостаточной проинформированности. Это также можно связать с исполнением финансовых ресурсов. Об этой проблеме упоминал Р.Е. Артюхин, по его мнению, для решения такой проблемы следует разрабатывать систему бюджетного мониторинга, поскольку благодаря этому осуществляется непрерывный сбор информации о протекающих в государстве процессах [7].

Одним из методов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности является ревизия. Она применяется для полноценной проверки деятельности объекта аудита, которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что аудит гораздо более широкое понятие нежели ревизия. Несмотря на отличие данных процедур, у них есть некоторые сходства:

-обе процедуры направление на проверку финансовой документации;

-процедуры могут проводиться как внешними проверяющими, так и внутренними.

-при проведении аудита могут использоваться методы, применяемые для осуществления ревизий (экспертные оценки, методы анализа), и наоборот – при ревизии могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

В остальном названные процедуры отличаются друг от друга по целям, задачам, объекту проверки, результатам и др.

         Таким образом, вопросы касаемо государственного аудита исследовали многие ученые, и можно сделать вывод, что данная тема является достаточно дискуссионной. В связи с этим существуют следующие точки зрения:

-аудит является одной из форм финансового контроля;

-аудит характерен исключительно для коммерческих организаций.

В данной статье был рассмотрен первый подход и на основании этого можно определить государственный аудит как деятельность, регламентируемую законодательными (представительными) органами власти государства через специально формируемые органы, которые компетентны проводить различные виды аудита, с одновременным наделением их определенными властными полномочиями в этой сфере.

         Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) — Ст. 445.)
  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ // СЗ РФ. 05.01.2009. №1. Ст. 15.)
  3. Федеральный закон «О Счетной палате РФ» № 4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. — 1995 — 14 января
  4. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2011. 144 с.
  5. Архиреева А.С., Структова Т.А. Аудиторское заключение как результат аудиторской проверки // Эпомен. 2019. №24. С. 25-30.
  6. Савин А.Ю. Финансовое право. – М. : Финстатинформ, 1997. С. 203
  7. (Сорокина Т. В. Мониторинг качества бюджетного процесса в регионе (на примере Иркутской области) // Известия байкальского Государственного университета. − 2011. № 3. С. 31–35.)