КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ ГРУППУ

11 января 4:39

Формирование гражданского общества и демократических начал в функционировании государства предполагает объединение граждан на основе осознания и защиты своих интересов в различные социальные группы общественно-политической и социально-экономической деятельности — профессиональные союзы, социально-демографические и национально-этнические группы населения, партии, движения, ассоциации, землячества, объединения по интересам и т.п.

На сегодняшний день информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности не отдельной личности, а скорее разнообразных социальных групп и объединений людей. Безопасность в данном случае заключается в защищенности от воздействий, способных против воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики отдельных членов групп, а вследствие и всей группы в целом. К последствиям каких масштабов может привести незащищенность от психологического воздействия одного человека? А к каким – незащищенность целой группы людей? Этот факт заставляет задуматься о переосмыслении подходов к роли общения и информационного взаимодействия как внутри социальной группы, так и извне.

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Но это не единственная трактовка понятия социальной группы.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Интересно отметить, что основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы. Среди малых групп выделяют также референтные группы – т.е., система ценностей и норм которых выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе.

Без доступа к средствам массовой коммуникации невозможно влияние общественности на происходящие политические и социально-экономические процессы в обществе. Основным фактором формирования и изменения общественного мнения также является деятельность масс-медиа.

Однако, средства массовой коммуникации могут выступать и как деструктивная сила в обществе. Они трансформируются в информационное оружие, которое активно используется различными политическими силами в проведении информационно-психологических операций, направленных на общество, различные социальные группы.

Источниками информационно-психологического воздействия на социальную группу могут являться такие образования как государство, общество, непосредственно сами социальные группы или отдельные личности.

Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.

Существует несколько типов приемов оказания информационно-психологического воздействия на социальную группу. Так, выделяют логико-риторические, логические, психологические и манипулятивные приемы.

На основе содержания приемов воздействия была разработана их классификация.

Таблица 1. Классификация приемов воздействия на социальную группу.

Общий признак

Частный признак

Классификация

По характеру

По средствам воздействия

СМИ (в том числе интернет)

Литература

Искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.)

Образование

Воспитание

Личное общение

По длительности воздействия на социальную группу

Одноразовое

Среднесрочное

Долгосрочное

По времени получения результата от воздействия

С незамедлительным результатом

Результат получен спустя определенный временной промежуток

По сложности применения приема воздействия

Простые (например: да,…,но…)

Сложные (например: подтасовка фактов)

По степени последствий при раскрытии приёма со стороны того, на кого воздействуют

Незначительные последствия

Значительные последствия

По содержанию

По способу воздействия на социальную группу

Прямые

Косвенные

Скрытые

По типу воздействия

Логико-риторические

Логические

Психологические

Манипуляции

По объектам применения

По размерам социальной группы, на которую оказывается влияние

Малые социальные группы

Большие социальные группы

По объекту воздействия

На сознание

На подсознание

По источнику воздействия

Человек

Группа лиц

Общество

Государство (власть)

Несмотря на то, что интуитивно кажется, что воздействовать на отдельную личность проще, чем на группу людей, данные исследования говорят нам об обратном – порой, проще добиться какого-либо результата, воздействуя на несколько личностей. Вероятно, это объясняется тем, что люди, входящие в одну социальную группу, скорее всего имеют одинаковые взгляды на какую-либо сторону жизни, а следственно и метод воздействия для них будет одинаков. Таким образом, применив один и тот же прием можно воздействовать не на одного человека, а на группу целиком.

Разнообразие приемов воздействия и богатой классификации подкрепляется тем фактом, что в современном мире человеку необходим доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации, что в свою очередь усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей.

Список литературы

  • Грачев В. Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Когито-Центр, 2003 г.
  • Герасимова И. А. Введение в теорию и практику аргументации. – М.: Логос, 2012 г.
  • Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ, 2006 г.
  • Карнеги Д. Язык убеждения. М.: Эксмо-Пресс, 2012 г.