ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

30 августа 5:28

Первые педагогические классы (педклассы) в их современном понимании появились в конце 70-х годов в школах Москвы и Ленинграда. Во второй половине 80-х наступил своеобразный бум педагогических классов, в стране их насчитывалось более 500. Затем их количество заметно сократилось, всё чаще стали появляться статьи и выступления с критикой подобной профилизации. В числе прочих были следующие аргументы: обучение в педклассе не даёт преимуществ при поступлении в педагогические вузы; образовательные программы далеки от целей и задач образовательной политики государства; обучение в педклассах проходит без учёта потребностей рынка труда и т.д. Дальнейшая ориентация общества на юридические и экономические профессии поставила под сомнения востребованность педклассов как таковых. Но инициативы и законопроекты в образовании РФ последних 10-ти лет понуждают нас к реанимации и модернизации классов педагогического профиля.

  1. Одной из задач, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог», является создание системы подготовки будущих педагогов, а одной из проблем — проблема входа в профессию и отсутствие возможности отбора лучших выпускников педагогическими вузами.
  2. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, в том числе должен обеспечить формирование у участников образовательного процесса готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, конструирование социальной среды развития в системе образования.
  3. Нехватка педагогических кадров даже в условиях оптимизации достаточно острая, особенно в сельских школах. Если обратиться к статистике, то мы увидим, что в регионах есть муниципалитеты, в которых не более десяти учителей, работающих в статусе молодых педагогов.
  4. Национальный проект «Образование» и федеральный проект «Учитель будущего», программа «Земский учитель» не могут быть эффективными в полное мере без грамотного, растущего профессионально и мировоззренчески учителя, без возможности муниципалитета самому решать кадровые вопросы и проблемы профессионального роста учителя.

Именно эти факторы легли в основу организации сетевого проекта «Социально-педагогический класс Новониколаевского муниципального района». Его открытие — результат совместного решения муниципалитета и Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) — состоялось в 2013 году. Тому предшествовала серьёзная предварительная работа, в том числе разработка дорожной карты, в которой были определены этапы создания педкласса и организации его работы.

1 этап – мониторинг потребности в педагогических кадрах в образовательных учреждениях Новониколаевского района на ближайшие семь лет.

2 этап – выявление среди учеников 8-9 классов склонных к педагогической деятельности.

3 этап – зачисление и двухгодичное обучение выпускников 9 классов в классе социально-педагогического профиля.

4 этап – заключение целевых контрактов с выпускниками социально-педагогического класса, которые предусматривают меры социальной поддержки.

 5 этап – сопровождение выпускников педкласса в период их обучения в ВГСПУ. Здесь важно видеть  не только меру социальной поддержки, прописанную в контракте, но и прохождение студентами практики в тех образовательных организациях, с которыми заключён целевой контракт; участие выпускников педкласса – студентов педагогических вузов и колледжей – в реализации сетевых проектов в Новониколаевском районе в составе студенческих экспедиций и творческих групп; ежегодный приём студентов главой муниципалитета и председателем районной Думы.  

 6 этап – трудоустройство выпускников университета, сопровождение их работы в образовательных учреждениях района. Это включение молодёжи в работу «Школы молодого учителя» и межпредметной ассоциации молодых педагогов; работа в Совете молодых педагогов, закрепление за молодым учителем педагога-наставника; разработка молодым педагогом вместе с наставником дорожной карты по повышению педагогического мастерства и гуманитарной культуры сроком на три года.

7 этап – работа по формированию устойчивой мотивации молодых педагогов в их решении работать в системе образования муниципалитета. Это грантовые выплаты главы района педагогической молодёжи; включение педагогов в систему стажировок в школах и вузах Москвы и Санкт-Петербурга. На уровне муниципалитета разработан проект «Строительство жилья для молодых работников социальной сферы в 2019 – 2025 годах». Проект прошёл согласование в комитете строительства Волгоградской области и был поддержан комитетом образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.

Совместно с кафедрой педагогики ВГСПУ разработаны образовательные модули «Основы педагогического мастерства и педагогической психологии» и «Организация работы детского исследовательского коллектива». В текущем году введён ещё один модуль – «Психология восприятия искусства». Особый акцент необходимо сделать на том, что в педклассе не готовят студента филфака или иного факультета, здесь готовят будущего учителя. Авторы проекта ушли от учебного предмета, для этого есть классы с углублённым изучением, профильные классы. Это создаёт большую привлекательность проекту, т.к. факультет многие из старшеклассников выбирают не сразу. Как показывает практика, старшеклассники могут изменить решение, например, после экскурсии в педагогический университет. При освоении названых модулей большое внимание уделяется вовлечению молодых людей в практическую деятельность. В рамках сетевого образовательного сообщества старшеклассники получают опыт по организации исследовательских коллективов школьников в возрасте 10-13 лет и закрепляют его участием во всероссийских или международных конкурсах творческих работ, в том числе организованных на сайте «Мирознай». Воспитанники социально-педагогического класса работают в составе жюри на конкурсах детских исследовательских и проектных работ, выступают на родительских собраниях, участвуют в работе подросткового диспут-клуба «Иду на Вы!», в движении волонтёров, работают в качестве помощников в пришкольных лагерях кратковременного пребывания.

Есть определенные требования и к кадровому составу, работающему с классом социально-педагогического профиля. Несомненно, это должны быть современные, эрудированные, мировоззренчески развитые, стильные педагоги, не зря Заслуженный учитель РФ, академик РАО Е.А. Ямбург одну из глав книги «Педагогический декамерон» назвал «Учитель – это стиль». Можно сказать, привычное выражение «учитель идёт к детям» развернуто в иную смысловую сторону: «дети идут к учителю». Просто опытный педагог, хорошо знающий методику и владеющий предметными компетенциями, но не следящий за новинками мирового кинематографа, не знающий современную литературу, не разбирающийся в музыкальных течениях, не заходящий на страницы известных блогеров и т.п. не сможет удержать внимание старшеклассников даже на небольшое время.

Ежегодно в рамках проведения Дня ВГСПУ в Новониколаевском    районе с педклассом встречаются ректор университета, преподавательский состав вуза. Для работы с педклассом найдена возможность привлекать известных учёных, деятелей науки и культуры. Так в разное время с воспитанниками педкласса работали академик РАО, д.п.н., проф. М.М. Поташник; профессор Московского литературного института им. Горького, писатель О.А. Николаева; заслуженный художник РФ С.М. Домусчи; академик РАО, д.п.н., директор Центра образования № 109 Е.А. Ямбург; руководитель школьного театра школы 1241 г. Москвы Л.В. Макмак; д.п.н., проф. Кубанского ГУ А.А. Остапенко, Засл. учитель РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Т.А. Рокитянская и др. Эти встречи вносят в жизнь педагогического класса, помимо прочего, событийный мотив, осознание выхода за территорию школьного двора, востребованности и интереса.

Всякая работа важна результатом. А он на сегодняшний день таков. В настоящее время в педагогическом классе обучается 35 старшеклассников (в прошедшем году было 25). По итогам поступления выпускников 11-х классов Новониколаевского района в 2018 году 18 старшеклассников выбрали профессию педагога, поступив в педагогические вузы и колледжи.

За последние пять лет в район для работы в образовательных организациях прибыло 42 молодых педагога, а всего в Новониколаевском районе педагогов возрасте до 35-ти лет – 24% от общего количества.

Опыт работы социально-педагогического класса был дважды представлен на Всероссийских съездах участников апробации и освоения профессионального стандарта «Педагог» в Москве, на заседаниях Учёного совета ВГСПУ, на Международной научно-практической конференции «Технологии системно-деятельностного подхода» в 2016 г., на августовских совещаниях работников образования Волгоградской области в 2017 и 2018 годах, на Международном форуме «Непрерывное образование: проблемы и перспективы» в 2018 году.  В 2019 году проект «Социально-педагогический класс как эффективная модель решения кадровых проблем в образовательных организациях» стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса социальных практик и инициатив в номинации «Образование».

В ноябре 2019 года впервые был проведён День Новониколаевского муниципального района в ВГСПУ.  В программе мероприятия:

  1. Презентация директорами школ своих общеобразовательных организаций для студентов выпускных курсов и предложение им работы.
  2. Совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием по вопросам организации работы педагогических классов.
  3. Экскурсия воспитанников педагогического класса по вузу, концерт творческих коллективов студентов и школьников.
  4. Конкурс молодых педагогов «Моя педагогическая находка» с участием студентов выпускных курсов. 

Важно понимать, что при должной организации работы педкласса, он не только решает профориентационные задачи, но и влияет на развитие воспитательной системы школы. Это определяется его активной позицией в ней как её субъекта. Педагогический класс – это и воспитательная система. Его принципиальное отличие от педклассов 80-х в том, что в изменяющихся политико–экономических условиях общества он стал более мобильным. Сегодня педкласс — полифункциональное явление и реализует функции не только по отношению к ученикам, но и по отношению к школе, к учителям и родителям, он в контексте взаимодействия разных школ и внешкольной среды.  

Список литературы:

  1. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
  2. Ямбург Е.А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? — М.: Просвещение, 2014. – 175 с.