СОВРЕМЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

14 июля 8:33

Современное муниципальное право в России — это самостоятельная комплексная отрасль права, она основывается на правовых нормах публичной и частной природы, и регулирует муниципальные общественные   отношения, в    которых входит: местное самоуправление.  В развитии современного местного самоуправления можно сказать о самостоятельности последней, однако абсолютной признать ее скорее нельзя. Это утверждение исходит из положений ст.12 Конституции РФ 1993г.,

 В которой местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Важно выделить, что, исходя из ч. 2. ст. 2 ФЗ №131 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в нормативных правовых актах России слова «местный» и «муниципальный», и образованные на их основе слова, и словосочетания используются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов.

Отечественная наука муниципального права явилась порождением возродившегося местного самоуправления в новой России. При всей критичности оценки современного состояния науки муниципального права нельзя не признать в качестве крупного достижения. Стремительный переход от «советского строительства» к качественно современому уровню научных исследований в сфере отношений в течение короткого периода времени.

И что касается самого процесса в развитии современной науки муниципального права России, то можно сказать, что по крайней мере это три его основных этапа.

Первый этап- начальный, связан с переходом от «советского строительства» к демократической концепции местного самоуправления. Стоит признать, что предварительного научно-теоретического обоснования этот курс на начальном этапе своей реализации не имел, что соответствовало общеполитической, в линии демократических преобразований в стране, в рамках так называемой перестройки. И исходя из этого можно сказать, что достаточно логичными выглядели предложенные в этот период романтические идеи муниципализации Советов народных депутатов. Хронологически этот период охватил вторую половину 1980-х гг. («перестроечный» период) доходя до распада СССР 1991 г., в декабре. Стоит признать, что многие видные ученые-государствоведы, специалисты в данной области «советского строительства» и в таких условиях оказались довольно восприимчивыми к новым идеям местного самоуправления и внесли немалый вклад в развитие современной теории местного самоуправления, в конечном итоге в становление отечественной науки муниципального права. Среди которых – К. Ф. Шеремет, Г. В. Барабашев       А. А. Безуглов и другие.

Второй этап – формируется современная наука муниципального права на начальном этапе становления законодательных основ местного самоуправления в условии новой российской государственности. Данный этап начался в конце 1991 г. (с момента распада СССР) и решил принять два Федеральных закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ и сменившего его от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, ставших нормативно-правовой основой «сплошной» муниципализации низового уровня организации публичной власти в России. И в этот же период появляются первые учебники по муниципальному праву России, вырабатываются концептуальные подходы, связанные с уяснением его предмета, содержания основных институтов.

Муниципальное право получило самостоятельное квалификационное место в номенклатуре юридических наук (в рамках специальности 12.00.02 – конституционное право, муниципальное право), защищаются первые кандидатские и докторские диссертации. В ряду тех, кто в этот период внес немалый вклад в формирование российской муниципально- правовой науки,  то такие ученые: С.А. Авакьян,О.Е. Кутафин и В.И.Фадеев.
Они конечно не всегда имеют общие подходы к пониманию муниципального права и к оценке степени его самостоятельности в российской правовой системе, соотношению муниципального права с другими отраслями, в особенности с конституционным, административным правом и т.д., что достаточно естественно для новой, развивающейся юридической науки.

Третий этап- современный. Развитие науки муниципального права связан с обогащением муниципально — правовой теории практикой реализации Федерального закона № 131 с учетом его изменений. В данный период появляются новые монографические исследования и учебники по муниципальному праву как ранее уже известных специалистов, так и других ученых (Е. И. Колюшин, А. А. Сергеев, Н. С. Тимофеев и др.).

При всей динамике- наука муниципального права испытывает серьезные потребности в качественном обновлении и разработок на основе не только общенаучных методов, но и выработки собственной методологии исследований. При этом для анализа муниципально-правовых явлений важно использование достижений как других юридических наук, так и смежных общественных наук.

С особенностью предмета муниципального права важен так же поиск оптимального сочетания публично-правовых и частноправовых начал в исследовании социально-правовых явлений. Муниципально-правовая наука должна выработать методику «вычленения» муниципально-правовых аспектов в комплексных межотраслевых механизмах правового регулирования соответствующих сфер отношений, что имеет практическое значение. Сама по себе система науки муниципального права должна основываться не на законодательной базе, а на концептуально обоснованных институционных началах исследования отрасли и муниципальных отношений.

Так же актуальна задача обогащения системы категорий муниципально-правовой науки. В ее основе и всей системы муниципально-правового регулирования, лежит категориальная триада: во-первых, местное сообщество (местное население); во-вторых, муниципальная власть; в-третьих, муниципальная территория (муниципально-территориальная организация гражданского общества). С этим требуют обоснования отдельные структуры муниципально-правовых понятий и категорий.

К примеру, применительно к местному сообществу это понятия индивидуальных и коллективных субъектов местного самоуправления, муниципальных прав граждан. От уровня развития муниципально-правового статуса личности зависит мера свободы и ответственности человека в местном сообществе, его юридические возможности участвовать в муниципальной жизни, пользоваться соответствующими социальными благами. Муниципальная власть как универсальная категория данной отрасли предполагает необходимость понятийно-категориальной конкретизации юридической личности органов местного самоуправления как субъектов публичного права, особенностей коллективных и индивидуальных органов муниципальной власти, соотношения с последними понятия «муниципальный орган» (каковым является, например, муниципальная избирательная комиссия), уяснения конституционного понятия «структура органов местного самоуправления» и т.д. не мало вопросов, требующих в том числе категориально-понятийного осмысления, касается муниципально-территориальной организации населения, к примеру, их соотношения с административно-территориальным делением государства, территориальными уровнями местного самоуправления и т.п.

Важно преодоление разрыва между теорией и практикой муниципально-правового строительства, и более активное участие науки в выработке практических рекомендаций по реализации муниципально-правовой политики. Цели, пути и содержание развития местного самоуправления и муниципально-правовой науки неразрывно связаны с целями и задачами развития России как демократического правового социального государства, они образуют важное направление государственной политики. В этом плане участие в выработке основных направлений государственной муниципальной политики – это довольно важная задача науки муниципального права.

Государственная муниципальная политика по своей сути относится к политико-правовым и в то же время муниципально-правовым категориям. Она отражает соответствующий комплекс как юридических, так и социально-политических, управленческих отношений и является отраслевой формой реализации политической деятельности государства, направленной на обеспечение формирования наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях форм, методов и средств муниципальной самоорганизации населения, а также на управление муниципальным развитием. Политический процесс государственная муниципальная политика не является строго формальной, учитывая характер, содержание и соотношение различных социальных интересов, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления, ориентирована на поиск взаимоприемлемых, компромиссных решений исходя из расстановки политических сил. В этом смысле можно признать, что Российское государство не может замыкаться на формальном исполнении того, что записано в Конституции РФ, на официальных отношениях с местным самоуправлением. В то же время государственная политика в сфере местного самоуправления – явление не только политическое, но и правовое; это разновидность правовой политики государства, которая должна осуществляться исходя из конституционных принципов, ценностей и целей местного самоуправления, соответствовать в своих основаниях, пределах и средствах реализации нормам действующего законодательства.

Государственная муниципальная политика реализуется через систему законов и других нормативных правовых актов, в действиях органов государственной власти и местного самоуправления. Она не сводима ни к муниципальному законодательству, ни к муниципально-правовой практике, а выступает по отношению к ним концептуальной основой, связывающей идеологический, нормативный и практический компоненты местного самоуправления воедино. Это обеспечивается (в любом случае,обязано обеспечиваться) за счет тесной связи государственной муниципальной политики с муниципальным правом. Именно муниципальное право служит главным источником систематизированных знаний об истории, состоянии и закономерностях развития муниципально-правовых институтов, способно оценить, как текущее состояние муниципально-правовой реальности, так и перспективы его развития, спрогнозировать последствия инноваций.

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; с посл. изм. и доп.: СЗ РФ. 2015. № 48. Ст. 6723
3. Барабашев Г. В. Местное самоуправление. М., 1996. – 369 с.
4. Муниципальное право / Под ред. В.И. Фадеева. — М.: Проспект, 2014. – 228 с.
5. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. В.А. Виноградова. .
6. Пертцик В. А. Проблемы местного самоуправления в СССР. М., 1963. – 141 с.