ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

22 апреля 9:18

         Гигиена детей и подростков – это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Она изучает влияние природных и социальных факторов на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой. Гигиена детей и подростков разрабатывает на этой основе гигиенические требования и нормативы, направленные на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей и подростков.

          Гигиена детей и подростков устанавливает общие закономерности роста и развития детей в зависимости от пола, возраста, ряда социальных и биологических  факторов,  позволяет  выявить влияние  различных  условий жизни на физическое развитие и состояние здоровья, провести анализ заболеваемости в различных возрастных группах и разработать мероприятия, направленные на улучшение здоровья детского населения. Неотделимыми компонентами гигиены детей и подростков являются гигиена физического воспитания и отдыха, вопросы разработки режима дня для детей всех возрастов, обоснование длительности и чередования  работы и отдыха в режиме дня, профилактики переутомления. Важной проблемой в области гигиены детей и подростков является гигиена питания, особенно в образовательных учреждениях. Решается эта проблема не только с учетом особенностей обмена веществ у отдельных возрастных групп, но и их образа жизни, учебной нагрузки, трудовой деятельности. Разрабатываются режимы и условия питания детей и подростков в различных типах учреждений, рекомендации по составу пищевых рационов. Гигиена детей и подростков рассматривает вопросы планировки, строительства, благоустройства, создания оптимального воздушного, теплового и светового режима, оборудования детских и подростковых учреждений.

         Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

         Питание – важнейший фактор внешней среды, оказывающий непосредственное влияние на здоровье ребенка. Рациональное питание должно обеспечивать не только хорошее состояние его здоровья, обеспечивать процессы роста и развития, снижать восприимчивость к инфекционным заболеваниям, но и создавать основу для оптимального функционирования всех органов и систем в отдаленные периоды жизни. Одной из основных предпосылок правильного развития детей всех возрастов является питание, соответствующее их физиологическим потребностям. Пища, получаемая ребенком в детском образовательном учреждении, должна содержать достаточное количество энергии и пластических веществ, необходимых для роста и развития. Кроме того, она должна содержать необходимое количество витаминов и других биологически активных веществ, играющих важную роль в формировании иммунобиологической защиты детского организма от неблагоприятных факторов окружающей среды.[1]

          С  учетом  положений,  действующих  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов готовые продукты для детей раннего возраста не должны содержать: ароматизаторов, красителей, стабилизаторов, консервантов, пищевых добавок, за исключением допущенных для производства продуктов детского питания действующими санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к применению пищевых добавок» СанПин 2.3.2. 1293-03. В них не должно быть искусственных подслащивающих веществ (сахаро-заменителей), поваренной соли в продуктах прикорма свыше 0,4%, пряностей за исключением укропа, петрушки, сельдерея, лука, чеснока, тмина, базилика, сладкого белого и душистого перца, орегано, корицы, кориандра, гвоздики, лаврового листа. Витамины и минеральные соли, используемые для обогащения продуктов  детского  питания,  регламентируются  действующими  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Готовые продукты детского питания для детей дошкольного и школьного возраста не должны содержать: в мясных полуфабрикатах, консервах, колбасных изделиях – соли пищевой поваренной свыше 0,8% и нитритов свыше 0,03%; в рыбных полуфабрикатах, консервах – соли пищевой поваренной свыше 0,8%; в мясных и рыбных полуфабрикатах, колбасных изделиях – жгучих специй; в кондитерских изделиях – алкоголя, кофе натурального, ядра абрикосовой косточки, кулинарных и кондитерских жиров, пиросульфита натрия, майонеза.

         Необходимо обеспечить оптимальное соотношение пищевых веществ (соотношение белков, углеводов, липидов как 1:1:4); энергетическая квота белка от общей калорийности должна составлять 14%, углеводов 55%, липидов 31%; доля белка животного происхождения от общего количества белка не менее 60%. Пищевые волокна должны включаться в рацион из расчета не менее 15-20 г/сут; растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего  количества  жира.  Должны  быть  учтены  региональные  эколого-гигиенические факторы питания, особенно геохимические эндемии (дефицит йода, фтора, селена и т.д.).

        Потребность в белках у детей и подростков повышена. Белки необходимы в  основном  для  роста  и  развития  организма.  Потребность  в  белках  тем  выше,  чем  меньше  возраст.  Общая  потребность  в  белке  в  возрасте  от  1  года  до  3  лет  составляет 4 г/кг массы тела, от 3 до 7 лет — 3,5–4, от 8 до 10 лет — 3, от 11 лет и старше —2,5–2 г/кг массы тела.

        Углеводы в питании детей и подростков служат основным энергетическим материалом. Предпочтение отдается легкоусвояемым углеводам, источником которых служат фрукты, ягоды и их соки. Глюкоза и фруктоза, входящие в их состав, используются для гликогенообразования.[2]

         Целесообразно включение в рацион детей биологически активных добавок к пище природного происхождения, имеющих свидетельство госрегистрации, разрешенных Минздравом РФ к применению для детей, а также обогащенных продуктов или блюд. Требования к БАД, используемых для оптимизации питания детей: природное происхождение; адекватное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и на организм в целом; сорбционный эффект в отношении токсичных металлов; нормализация биоценоза, способствующего восстановлению процессов пристеночного пищеварения; высокая биоактивность и биодоступность содержащихся в БАД эссенциальных компонентов питания;  безопасность,  возможность  длительного  применения,  отсутствие побочных эффектов.

         Санитарные требования к производственным помещениям – кухне, разделочным цехам, складским помещениям, в основном, такие же, что и к предприятию общественного питания. Однако санитарный режим пищеблока детского дошкольного учреждения должен соблюдаться еще более строго и четко. Особое внимание необходимо обращать на недопустимость использования продуктов и блюд, не разрешенных для питания детей в организованных коллективах. Так, запрещается изготовление на пищеблоке детского учреждения простокваши, творога и других кисломолочных продуктов.  Также  запрещаются блинчики  с  мясом, макароны  по-флотски, кремы, напитки, морсы, студни, паштеты. Категорически запрещается употребление грибов, использование фляжного молока без кипячения, творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающих птиц, консервированных продуктов домашнего изготовления. Очень важно широко использовать такие овощи, как кабачки, тыква, репа, редька, стручковая фасоль. Ежедневно необходимо давать детям свежую зелень (детям раннего возраста в хорошо измельченном состоянии), а также зеленый лук, чеснок, особенно в период сезонных подъемов заболеваемости острыми респираторными заболеваниями, шире вводить в рацион детей растительное масло в натуральном виде (с салатами).В соответствии с «Положением о детском образовательном учреждении» старшая медицинская сестра осуществляет контроль за качеством доставляемых продуктов, правилами их хранения, сроками реализации, участвует в составлении меню-раскладки, контролирует качество пищи.

        Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. Правильное питание поможет укрепить здоровье подрастающего поколения.

 

 

                               Список использованной литературы

  1. Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ для студентов 3 курса обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело», Издательство: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Новикова В.П.,2014
  2. Физиология питания. Учебник, Издательство: Вузовское образование, Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В.М.,2014

 

[1] Гигиена детей и подростков. Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ для студентов 3 курса обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело», Издательство: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Новикова В.П.,2014, [1, c 10]

[2] Физиология питания. Учебник, Издательство: Вузовское образование, Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В.М.,2014 [2, c 239]