ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

8 апреля 11:56

Порядок деятельности, а также полномочия субъектов законодательного процесса регионального уровня закреплены в нормативно-правовых актах Российской Федерации и актах субъектов Российской Федерации. Данные нормативно правовые акты можно разделить на три группы: учредительные акты; законодательные акты; акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учредительные акты предусматривают основные начала законодательного процесса в субъектах РФ. Прежде всего к ним относится Конституция Российской Федерации. Важное значение применительно к законодательному процессу имеют положения Конституции, касающиеся предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов и ведения субъектов РФ. Помимо этого, в Конституции закреплена норма, согласно которой законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Представленное требование Конституции распространяется на законы как федерального, так и регионального уровня.

Основополагающие правила законодательного процесса в Республике Саха (Якутия) установлены в главе четвертой Конституции Республики Саха (Якутия). Данная глава посвящена Государственному собранию (Ил Тумэн) — законодательному (представительному) органу Республики. В отдельных положениях главы перечислены субъекты права законодательной инициативы, закреплены особенности внесения в законодательный орган законопроектов, влекущих изменения финансовых обязательств республики, изложен порядок подписания и опубликования.

Ряд норм, относящихся к региональному законодательному процессу, устанавливаются специальными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] определяет основы правового статуса законодательных органов субъектов РФ, общие для всех субъектов правила внесения, принятия и обнародования региональных законов, общие положения об ответственности за нарушение регионального законодательства. В законе закреплено исключительное право законодательного (представительного) органа принимать законы от имени населения субъекта Российской Федерации. Особенности принятия отдельных видов законов субъектов Федерации предусмотрены Бюджетным и Налоговым кодексами.

Одним из важнейших источников законодательного процесса в Республике Саха (Якутия) является Конституционный закон РС (Я) от 10 июля 2002 года «О Государственном собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»[2]. В законе перечислены широкие полномочия парламента Республики Саха (Якутия), результатом реализации которых является принятие нормативного правового акта. Например, законодательный орган Республики принимает Конституцию, ее изменения и дополнения, утверждает бюджет, устанавливает систему исполнительных органов государственной власти, утверждает государственные программы социально — экономического развития республики, устанавливает порядок проведения выборов Главы Республики Саха (Якутия), народных депутатов, осуществляет иные полномочия. В представленном законе содержится глава, регулирующая порядок принятия нормативных правовых актов. Однако порядок принятия изложен недостаточно подробно. Устанавливается требование к субъектам права законодательной инициативы представлять законодательному органу текст законопроекта, а также документы, которые необходимо прилагать к вносимому проекту. Закреплены положения, касающиеся включения законопроекта в повестку дня заседания Государственного Собрания, полномочных представителей субъектов права законодательной инициативы, направления принятого закона Главе Республики Саха (Якутия). Установлено требование, согласно которому проект закона рассматривается Государственным Собранием (Ил Тумэн) не менее чем в двух чтениях. Определено, что Конституция Республики и изменения к ней принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов.

К числу правовых актов, регулирующих законодательный процесс, можно также отнести Конституционные законы «О главе Республики Саха (Якутия)», «О Правительстве» в части реализации данными субъектами права законодательной инициативы. Глава Республики Саха (Якутия) обладает правом конституционной и законодательной инициативы в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Правительство республики разрабатывает проекты законов, программ экономического и социального развития Республики Саха (Якутия) и иных нормативных актов, подлежащих рассмотрению и принятию в Государственном Собрании (Ил Тумэн).

В Республике Саха (Якутия) действует Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года N 98-З N 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)»[3], который определяет понятие и виды правовых актов органов государственной власти Республики Саха (Якутия), устанавливает единые требования к порядку их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу, прекращения или приостановления действия, учета, систематизации, толкования, юридической техники, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.

 Третью группу правовых актов составляют акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие парламентский законодательный процесс. К таким актам относится, в первую очередь, регламент законодательного органа. Среди иных источников регламент имеет ключевое значение, поскольку в нем более детально раскрываются стадии законодательного процесса. Так в Регламенте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 года определены: порядок внесения законопроектов в законодательный орган, их предварительное рассмотрение; порядок рассмотрения законопроектов; повторное рассмотрение законов, отклоненных главой Республики. Немаловажное значение, на наш взгляд, имеют постановления законодательного органа, принятые по конкретным вопросам в связи с прохождением законопроекта. Основания, по которым законодательным органом принимается то или иное решение, формируют определенные правила законодательного процесса.

 Законодательный процесс помимо вышеперечисленных групп правовых актов регламентируется также решениями Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов о толковании Конституций (Основных Законов) субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно обратиться к Постановлению Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 2011 года 4-П по делу о толковании положения части 4 статьи 62 Конституции Республики Саха (Якутия)[4]. Обращение в Конституционный Суд было связано с неопределенностью в понимании представленного положения в связи с реализацией Государственным Собранием (Ил Тумэн) законодательных полномочий по принятию конституционных законов республики большинством не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов. Суд в Постановлении указал, что установленные в части 4 статьи 62 Конституции Республики Саха (Якутия) законодательные процедуры исходят из классификации законов республики на обычные и конституционные. Требование о принятии конституционных законов большинством не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов обусловлено местом и ролью таких законов в правовом регулировании общественных отношений. Однако на сегодняшний день данное Постановление Конституционного Суда утратило свою актуальность, поскольку Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2012 года 1077-З N 1035-IV было внесено изменение в часть 4 статьи 62 Конституции, согласно которому конституционные законы Республики Саха (Якутия) принимаются большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Постановления конституционных судов имеют важное значение, поскольку в них происходит конкретизация общих конституционных положений, устраняется возникшая неопределенность в смысле толкуемых положений, которая препятствует их реализации.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время российское законодательство о законодательном процессе представляет собой сформировавшийся комплекс нормативных правовых актов. Законодательство о законодательном процессе включает широкий круг норм, определяющих круг субъектов законодательной инициативы, порядок подготовки, принятия, опубликования законов и другое. Как отмечает И. И. Киреев, подробная и доступная правовая регламентация законотворческих процедур способствует эффективности законодательного процесса[5]

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18.10.1999. – № 4. – Ст. 5005;
  2. Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 35-З № 401-II (ред. от 03.07.2018) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» // Ил Тумэн. – 02.08.2002. – № 31;
  3. Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III (ред. от 18.06.2019) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» // Ил Тумэн. – 27.02.2004. – № 8;
  4. Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2011 № 4-П по делу о толковании положения части 4 статьи 62 Конституции Республики Саха (Якутия) // Ил Тумэн. – 09.08.2011;
  5. Киреев И.И. Особенности законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (на примере г. Москвы): дис. … канд. юр. наук: 12.00.02 / Киреев Иван Иванович. – М., 2013. – 157 с.

 

[1] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.  – 18.10.1999. – № 4. – Ст.

5005

[2] Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 35-З № 401-II (ред. от 03.07.2018) «О

Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» // Ил Тумэн. – 02.08.2002. – № 31

[3] Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III (ред. от 18.06.2019) «О правовых актах

органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» // Ил Тумэн. – 27.02.2004. – № 8

[4] Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2011 № 4-П по делу о

толковании положения части 4 статьи 62 Конституции Республики Саха (Якутия) // Ил Тумэн. –

09.08.2011

[5] Особенности законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (на примере г. Москвы):

дис. … канд. юр. наук: 12.00.02 / Киреев Иван Иванович. – М., 2013. – 157 с.