ВЛИЯНИЕ СУЩНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА

17 октября 1:04

На сегодняшний день деятельность малого бизнеса строится на взаимодействии с участниками рынка: потребителями, государством и другими субъектами экономической деятельности. Эти отношения представляют собой социально — экономическую систему, строящуюся на основании товарно-денежных отношений и частной собственности, и регулируются отношениями экономики, нормативно правовыми и законодательными документами государства и договоренностях между участниками рынка [2, с. 244].

Давая определение, что такое предпринимательство, то охарактеризовать его можно как инициативную самостоятельную деятельность, осуществляемую гражданами государства направленную для получения выгоды. Выгоды могут быть разные: экономические или социальные. Но в основном предприниматели заботятся о получении экономической выгод, то есть о получении прибыли, но тем не мене предпринимательство влечет за собой и социальные эффекты.

В системе рыночной экономики назначение любого вида предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы в условиях рыночной неопределенности находить возможность эффективного использования ограниченных ресурсов, за которые идет конкурентная борьба. Эффективность использования всех имеющихся ресурсов материальных, человеческих и природных приводит к получению тех выгод, к которым стремиться индивид, занимающийся предпринимательской деятельностью.

 Поэтому значимость предпринимательства в системе хозяйствования разных государств невозможно переоценить. Предпринимательство всегда было неразрывно связано с человеческой деятельностью со становлением общества и соответственно все те тенденции, которые доминировали на том или ином историческом отрезке времени развития государства отражались на предпринимательской деятельности.

Важность малого бизнеса в экономике страны определяется рядом основных экономических показателей таких как: ВВП, создаваемого предприятиями малого бизнеса, сумма налогов поступающих в бюджет от деятельности малых предприятий, количество населения занятого в сфере малого предпринимательства, количество малых предприятий в общем количестве функционирующих предприятий и др., значение и увеличение которых, отображает роль, которую оказывает малый бизнес на экономику государства [5, с. 80].

Благодаря своей многочисленности субъекты малого бизнеса формируют в обществе определенную прослойку под названием «средний класс», который способствует устойчивому развитию и процветанию государства. Так же следует обратить внимания, что для создания малого бизнеса не требуется много средств. Данные предприятия функционируют преимущественно на местных рынках и прямо связаны с многочисленными потребителями товаров и услуг. Непосредственно малый бизнес создает условия для: создания новых рабочих мест, внедрению новых технологии.

Следовательно, такие предприятия быстро реагируют на изменения конъюнктуры рынка, оперативно и легко перестраивают свою хозяйственную деятельность и содействует увеличению экономического ресурса государства. И если крупный бизнес с его экономической мощью капитала характеризует уровень развития производственного и научно-технического потенциала любого развитого государства. То малое предпринимательство как многочисленная, активная и гибкая форма ведения бизнеса является основой жизни государства с рыночной системой хозяйствования.

Быстро адаптируясь и охватывая различные сферы внутреннего рынка страны, малый бизнес тем самым гарантирует устойчивость развития экономики, и обеспечивает стабильность государства. Как мелкие собственники представители малого бизнеса связаны со средним и крупным капиталом лишь обособленными интересами. Но их, жизнедеятельность, состояние производителей и одновременно потребителей побуждают их к укреплению связей с потенциальными и постоянными потребителями из разных социальных слоев.

Влияние малого предпринимательства на экономику страны, следует рассматривать  через специфику функций, которые выполняет малый бизнес, а так же через качественные и количественные показатели, характеризующие малое предпринимательство.

К основным функциям малого бизнеса относятся:

  1. Экономическая функция.

С помощью данной функции происходит:

  • выравнивание колебаний состояния экономики, тем самым обеспечивая определенный процесс сбалансирования спроса и предложения;
  • создание конкурентных взаимоотношений в экономике;
  • рост конкуренции позволяет развиваться мотивационным стимулам для наиболее глубокого употребления знаний, навыков, и потенциала людей, что приводит к более активной разработке и использованию имеющиеся кадровых, финансовых, организационных, имущественных, и производственных ресурсов;
  • характерная малому бизнесу быстрая реакция на изменение конъектуры рынка позволяет удерживать в состоянии устойчивости макроэкономические параметры;
  • изменение совокупности производственных методов, процессов и структуры, различных областей индустрии, ускоряет движение перераспределения капитала тех отраслей, которые отстают в развитии, в более перспективные и развивающиеся отрасли;
  • усовершенствование и обновление инновационного развития экономики государства. Малые предприятия более восприимчивы к новым идеям. И в отличие от крупных компаний малые предприятия быстрее проявляют активность на разработку, испытание и производство новой продукции, от которой большие компании, отказываются из-за высокой степени риска;
  • увеличение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Определенная часть взимаемых налогов приходиться именно на предприятия малого бизнеса [3, с 387];
  • осваивание инвестиций. Одной из форм инвестиционной деятельности является – лизинг. Для собственников предприятий малого бизнеса лизинг выступает как одно из решений проблемы обеспечения оборудованием.
  1. Социальная функция.

Значимость малых предприятий в социальной сфере заключается в следующем:

  • многочисленный слой малых предприятий формирует в обществе слой среднего класса, которые самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и высокий уровень жизни, являясь основанием для устойчивого развития и процветания государств;
  • субъекты малого бизнеса создают новые рабочие места. Тем самым обеспечивают сокращение уровня безработицы, и содействуют ослаблению социальной напряженности в обществе;
  • создание малого бизнеса является не только источником для восполнения своих финансовых нужд для существования, но так, же позволяет применить имеющиеся уже знания, опыт и навык, что приводит к раскрытию как творческого, так и интеллектуального потенциала личности;
  • для открытия малого бизнеса отсутствует возрастной ценз, поэтому любой желающий будь то молодые люди или люди старшего и среднего возраста могут реализовать свои мечты и быть не зависимыми. Таким образом, малый бизнес выступает организатором и стимулятором труда, что способствует прогрессивному развитию общества;
  • представители малого бизнеса являются носителями определенной культуры и интересов при этом, составляя многочисленное число населения, несут распространение своей субкультуры на другие слои общества [2, с. 53].
  1. Политическая функция.

Политическое влияние малого бизнеса находит в выражении того, что представители малого бизнеса наиболее привержены к политической стабильности, экономической свободе и принципам демократии.

Представители малого бизнеса оказывают содействие, социально-политической стабильности общества и благодаря своей многочисленности создают патриотическое настроение в обществе [4, с. 139].

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или не скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, так же не более 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не выходит за рамки предельных уровней.  Так же законом устанавливаются главные количественные показатели: средняя численность работников; ежегодный оборот; величина активов [1, с. 152].

На сегодняшний день более актуально рассматривать количественные характеристики в дополнении с качественными показателями, это служит более объективному раскрытию сущности малого предпринимательства.

Так как это позволяет воспринимать малое предпринимательство не как уменьшенное в размере крупное предприятия, а как, предприятие, функционирование которого отличается от работы крупной компании рядом характерных особенностей.

К качественным показателям малого предпринимательства можно отнести:

  • малое количество производимых товаров и услуг;
  • не достаточность ресурсов, что не дает возможность предприятию оказывать существенное воздействие на стоимость и объем сбыта товара во всей отрасли.
  • преобладающее использование неформальных источников финансирования, что ограничивает выход за пределы существующей деятельности;
  • быстрая реакция на изменение конъектуры рынка, вызванная постоянной приспосабливанием к изменениям внешней среды;
  • слабо развитая система управления, упрощенный процесс оценки и контроля стратегического положения предприятия;
  • единоличное право собственности и управления предприятием;
  • возможность охватывать только определенную долю рынка;
  • высокая часть оборотного капитала по отношению к основным фондам;

Из чего следует, что малое предпринимательство имеет отличительную форму присущему только ему характерными особенностями, принципами и порядком организации и ведения бизнеса, спецификой внутреннего управления и взаимоотношений с государством.

Таким образом, исследуя роль малого предпринимательства как экономической системы государства, позволяет сделать вывод в том, что малое предпринимательство – это движущая сила экономики страны. Являясь отдельным видом воспроизводства, малый бизнес основывается на инициативе и самостоятельности предпринимателя с целью получения прибыли. При этом полную экономическую ответственность за полученный результат несет предприниматель, осуществляющий свою деятельность.

Наряду с этим малый бизнес не просто разновидность предпринимательской деятельности направленной на извлечение прибыли, а и одна из важных составляющих экономической системы государства.

Так же малый бизнес следует рассматривать как основу для стабильного устойчивого развития экономики, и как фактор повышения уровня жизни населения. Поэтому становление малого бизнеса в государстве является путем для развития воспроизводства на микро- и макроэкономическом уровнях, то есть, предпринимательского типа воспроизводства.

Список литературы

 

  1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 192 с
  2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика: Учебник. — М.: Дашков и Ко, 2011. — 356 с.
  3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. — М.: Инфра-М, 2007. – 555 с.
  4. Нестеренко Н.Ю. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. — М.: РПГУ, – 224 с.
  5. Чапек В.Н. Экономика малого предпринимательства. — М.: Феникс, – 192 с.  2