ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА РЕДОМИЦИЛЯЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О МЕЖДУНРОДНЫХ КОМПАНИЯХ»

31 марта 10:27

Вступивший в силу 03.08.2018г. Федеральный закон № 290-ФЗ «О международных компаниях», принятый в составе блока законов, регулирующих процесс создания и функционирования специальных административных районов на территориях Приморского края и Калининградской области, установил фактически новый для российского законодательства правовой режим смены личного закона иностранного юридического лица.

Данный правовой режим поименован в законе как «редомициляция», и предполагает перерегистрацию коммерческого иностранного юридического лица в Российской Федерации в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества с одновременным присвоением статуса международной компании.

В процессе редомициляции компания меняет место своей регистрации на другую юрисдикцию. При этом компания продолжает свое функционирование в новой юрисдикции в аналогичной или схожей организацинно-правовой форме, с прежним названием, банковскими счетами, переоформленными на новую компанию[1].

Несмотря на то, что закон «О международных компаниях» затрагивает такой серьезный, многоотраслевой и новый для российского законодательства вопрос, как предоставление возможности смены личного закона иностранного юридического лица на закон Российской Федерации, его принятие с момента внесения законопроекта в государственную думу заняло всего полтора месяца, при этом положения о смене личного закона иностранного юридического лица подверглись кардинальной переработке на стадии второго чтения, за несколько дней до окончательного принятия.

Представляется, что такая поспешность при принятии закона «О международных компаниях», а также отсутствие детальной проработки предложенного ко второму чтению варианта норм о смене личного закона, повлекли за собой ряд проблем как теоретического, так и практического характера, с которыми может столкнуться введенный в российскую правовую систему режим редомициляции в процессе его практической реализации.   

Итак, принятый вариант закона «О международных компаниях», предусматривает, что иностранная коммерческая организация вправе сменить свой личный закон на российский путем регистрации в качестве международной компании в форме ООО или АО.   При этом закон в его окончательной редакции не предусматривает каких-либо ограничений, связанных с наличием или отсутствием в праве государства редомицилируемой иностранной компании возможности смены личного закона. 

Кроме того, в законе «О международных компаниях» не предусмотрены последствия сохранения за иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в качестве международной организации, регистрации в качестве юридического лица в иностранном государстве.

Любопытно, что первоначальный законопроект, внесенный в Государственную Думу, содержал более подробное регулирование обозначенных моментов. Так, в статье 8 был предусмотрен запрет на регистрацию иностранного юридического лица в качестве международной компании, если правом государства, в котором зарегистрировано иностранное юридическое лицо не предусмотрена возможность смены личного закона.

Также законопроект предусматривал порядок, исключающий для международной компании возможность неопределенное время оставаться зарегистрированной сразу в двух юрисдикциях. Предусматривалось, что после внесения данных о регистрации международной компании в ЕГРЮЛ, в реестре делась запись о том, что международная компания не предоставила документы, подтверждающие ее ликвидацию в государстве по месту прежней регистрации. Такая отметка должна была сниматься регистрирующим органом после предоставления международной компанией соответствующих документов в течение максимум одного года с момента регистрации международной компании. Вместе с тем, если в установленный срок документы не предоставлялись – международная компания подлежала ликвидации.

Категорический отказ от применения предлагавшегося в законопроекте порядка, без предоставления альтернативного регулирования, стал причиной правовой неопределенности, которая способна порождать заведомо конфликтные ситуации наличия у юридического лица «двойной национальности».

Отсутствие в окончательной редакции ФЗ «О международных компаниях» положений о запрете редомициляции иностранной компании, если правом государства, в котором зарегистрирована компания, не предусмотрена возможность смены юрисдикции, создает риски конфликта с иностранными правопорядками.

При этом принятое законодательное регулирование процесса получения статуса международной компании иностранным юридическим лицом вообще не ставит возможность регистрации компании в РФ в зависимость от того, в какой стране ранее была зарегистрирована эта компания. Закон лишь устанавливает требование, что страна, из которой «переезжает» юридическое лицо, должна быть членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ).

Однако из государств, входящих в указанные объединения, возможность редомицилирования прямо или косвенно предусмотрена лишь в небольшом количестве правопорядков, в таких странах как, например, Грузия, Кипр и Сингапур.

Вместе с тем, законодательства ряда государств — членов вышеуказанных организаций, либо прямо запрещают смену личного закона юридического лица, либо просто не предусматривают такой процедуры.

Тем не менее, содержание ФЗ «О международных компаниях» ни прямо, ни косвенно не ограничивает возможность регистрации на территории РФ иностранного лица из любого государства – члена ФАТФ или МАНИВЭЛ. На регистрирующий орган, проверяющий достоверность документов, предоставленных для регистрации международной компании, также не возлагаются полномочия по проверке возможности редомилицирования иностранной компании в соответствии с законодательством ее первоначальной регистрации. 

Основания для отказа в передаче документов для регистрации международной компании предусмотрены ч. 8 ст. 5 ФЗ «О международных компаниях», и среди них нет указаний на невозможность редомициляции компаний, зарегистрированных в правопорядках, запрещающих смену личного закона.  При этом перечень оснований является закрытым и не допускает возможности расширительного толкования.

Следовательно, невозможность редомицилирования организации по законодательству государства первоначальной регистрации не является основанием для отказа в регистрации международной компании в РФ.

Таким образом, не исключается ситуация регистрации на территории РФ иностранного юридического лица, с сохранением регистрации данного лица в иностранной юрисдикции. Очевидно, что такая ситуация порождает целый ряд потенциально конфликтных ситуаций, связанных с налогообложением, исполнением обязательств, определением подсудности при разрешении споров, и другими категориями, надлежащее регулирование которых ставится под угрозу неопределенностью в вопросе места надлежащей регистрации юридического лица.

При этом у правоприменителя не имеется реальных механизмов воздействия на такую ситуацию, так как внесение сведений о международной компании в ЕГРЮЛ означает ее государственную регистрацию на территории РФ в качестве юридического лица, что формально гарантирует такой компании возможность осуществления деятельности на территории РФ без каких-либо дополнительных ограничений. Точно так же, у государства первоначальной регистрации иностранной компании, законодательство которого не предусматривает возможность смены юрисдикции, не будет иметься возможности для ликвидации или исключения из реестра юридического лица, получившего «вторую» регистрацию на территории РФ.

В разрезе обозначенной проблемы, вопрос ликвидации, или исключения из реестра юридических лиц в государстве первоначальной регистрации, заслуживает отдельного внимания. Институт смены личного закона юридического лица в качестве, пожалуй, главной своей особенности, предполагает, что юридическое лицо, меняющее «национальность», сохраняет свою правосубъектность, возникшую при первоначальной регистрации в государстве, из под юрисдикции которого данное юридическое лицо уходит в процессе редомициляции. Тем самым, сохраняются права и обязанности, приобретенные данным юридическим лицом до смены юрисдикции.

Следовательно, ликвидация юридического лица в результате редомициляции в корне отличается от обычной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной большинством современных правопорядков. Такая ликвидация, по сути, представляет собой исключение организации из соответствующего реестра юридических лиц первоначального государства, но не прекращение всех его прав и обязанностей.

Подобная процедура предусмотрена законодательством ряда государств – например, Сингапур, Мальта или Кипр, где законом предусмотрена специальная процедура исключения юридического лица из соответствующего реестра в связи со сменой юрисдикции посредством процедуры редомициляции. Так, в Республике Кипр законодательное регулирование редомициляции, предусматривающее возможность как регистрации иностранных компаний на территории республики, так и «уход» местных компаний в иностранные юрисдикции, действует с 2006г[2].

Однако если правопорядок государства первоначальной регистрации редомицилируемого в РФ юридического лица не предусматривает возможности смены личного закона компании, либо прямо запрещает смену личного закона (как, например, в большинстве стран ЕС) возникает проблема сохранения правосубъектности юридического лица при регистрации в качестве международной компании в РФ.

Очевидно, что в случае ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством первоначальной регистрации юридического лица, его правосубъектность в государстве первоначальной регистрации прекращается. Следовательно, в государстве первоначальной регистрации такое юридическое лицо будет считаться ликвидированным, его права и обязанности прекращенными. В то же время, в Российской Федерации такое лицо будет считаться редомицилированным, то есть сменивший личный закон, и сохраняющим свою правосубъектность, возникшую при регистрации в первоначальном государстве.

Таким образом, предусмотренная ФЗ «О международных компаниях» процедура в том виде, в котором она действует на сегодняшний день, не может обеспечить для всех иностранных компаний, выразивших желание сменить личный закон на российский, сохранение прав и обязанностей, возникших в государстве первоначальной регистрации до смены личного закона юридического лица.

Такая возможность в полной мере может быть реализована только в отношении юридических лиц, которые редомицилируются из правопорядков, прямо предусматривающих возможность смены личного закона, и обладающих регламентированной процедурой исключения юридического лица из соответствующего  государственного реестра с сохранением прав и обязанностей, возникших до процедуры редомициляции.

Для надлежащего проведения процедуры редомициляции, которая не повлечет правовой неопределенности и не создаст риска конфликтных ситуации, обе участвующие в редомицилировании страны должны иметь необходимые процедурные нормы, регулирующие порядок смены личного закона и обеспечивающие непрерывность существования правовой личности организации[3].

Отсюда логичным представляется прямое указание в законе на то, что зарегистрироваться в качестве международной компании в РФ могут только юридические лица, государства первоначальной регистрации которых допускают возможность смены личного закона юридического лица. Отсутствие возможности ликвидации с сохранением прав и обязанностей, возникших в первоначальном государстве, должно стать основанием для отказа в регистрации в качестве международной компании в РФ.

Отсутствие определенности, имеющееся на сегодняшний день в законодательном регулировании данного вопроса в России, способно порождать вышеизложенные ситуации «двойной регистрации», или прекращение правосубъектности при ликвидации в первоначальном государстве с одновременным признанием сохранения этой правосубъектности при регистрации в РФ.

На практике же это приводит к тому, что декларируемой законодательством РФ возможностью смены личного закона юридического лица для любой организации из государства – члена ФАТФ или Манивэл, пользуются лишь организации, зарегистрированные в Республике Кипр, законодательство которой прямо предусматривает возможность редомициляции, и подробно регламентирует процесс смены личного закона. Так, по состоянию на декабрь 2019г. в САР на острове Октябрьский зарегистрировано двенадцать компаний, в САР на острове Русский – еще две, и все они редомицилировались именно из Республики Кипр.

Еще одним пробелом принятого законодательного регулирования процесса регистрации международных компаний представляется отсутствие последствий нарушения срока предоставления документов о ликвидации (исключении из реестра юридических лиц) иностранной компании на территории государства первоначальной регистрации.

Пункт 14 ст. 5 ФЗ «О международных компаниях» устанавливает, что иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве своего первоначального личного закона в течение 6 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о редомициляции, если больший срок не установлен законодательством страны первоначального личного закона.

При этом каких-либо последствий нарушения данного срока закон не предусматривает. Это обстоятельство также способствует возможности возникновения ситуаций, когда юридическое лицо на протяжении неопределенного времени может оставаться зарегистрированным без каких-либо ограничений на территории сразу двух юрисдикций.

В ряде иностранных правопорядков, допускающих редомицилирование, вопрос необходимости прекращения статуса юридического лица на территории государства первоначальной регистрации, а также последствия не прекращения такого статуса, имеют прямое регулирование. Так, например, в законодательстве Мальты закреплено, что иностранная компания в течении шести месяцев после регистрации обязана представить документы, подтверждающие, что «… компания перестала быть компанией, зарегистрированной в стране или юрисдикции, где она была изначально зарегистрирована». Если юридическое лицо не предоставляет такой документ, регистратор либо продляет срок его предоставления на три месяца (при наличии разумных причин), либо исключает юридическое лицо из реестра и информирует власти страны инкорпорации юридического лица, что организация не приобрела регистрацию на Мальте[4].

Из изложенного очевидно, что действующее на сегодняшний день законодательство в сфере регистрации международных компаний путем редомициляции нельзя признать в полной мере регламентирующим процесс смены личного закона юридического лица. Нормы закона «О международных компаниях», помимо поднятых в настоящей статье вопросов, имеют целый ряд пробелов в регулировании, например, непонятный правовой режим заверения об отсутствии обстоятельств, препятствующих регистрации иностранной компании, или отсутствие надлежащего регулирования в вопросе продолжения деятельности организации после утраты ей статуса международной компании при прекращения действия договора на осуществление деятельности в качестве участника административного района. 

Однако изложенные в настоящей статье проблемы правового режима редомициляции, заключающиеся в потенциальной возможности одновременной регистрации юридического лица в двух юрисдикциях, представляются наиболее фундаментальными, так как несут в себе потенциальные риски прямого пересечения с законодательствами иностранных юрисдикций в вопросах регулирования деятельности компаний, в силу каких-либо причин сохраняющих «двойную» регистрацию.

При этом, устранение имеющихся пробелов в данном вопросе не требует разработки новых правовых конструкций. Достаточного лишь декларирования запрета на редомицилирование иностранных компаний из государств, законодательство которых не допускает процедуру редомициляции, а также, возможно, возложение на иностранное юридическое лицо дополнительного обязательства по предоставлению документов, подтверждающих начало процедуры ликвидации организации в государстве первоначальной регистрации (когда необходимость начала процедуры ликвидации до регистрации в иностранной юрисдикции предусмотрена законодательством государства первоначальной регистрации). Кроме того, необходимым шагом представляется установление последствий в виде принудительной ликвидации международной организации, в установленный законом срок не подтвердившей ликвидацию на территории государства первоначальной регистрации.

Также, возможной мерой к устранению имеющихся противоречий является изменение критериев определения стран, в которых могут быть зарегистрированы юридические лица, претендующие на регистрацию в качестве международной компании. Установленный на сегодняшний день критерий – членство в ФАТФ и/или МАНИВЭЛ позволяет формально включить в список стран, из которых может «переехать» иностранное юридическое лицо, государства, законодательство которых вообще не допускает редомицилирования. В то же время, ряд стран, допускающих такую процедуру, резиденты которых могут быть заинтересованы в смене личного закона на российский, не являются членами ФАТФ или МАНИВЭЛ. Представляется, что принятие в качестве подзаконного нормативного акта конкретного перечня стран, из которых может быть произведена редомициляция иностранного юридического лица в РФ, и периодическая корректировка данного перечня в соответствии с политическими условиями и потенциальным интересом лиц, зарегистрированных в той или иной иностранной юрисдикции, будет способствовать достижению целей принятия закона «О международных компаниях», а именно привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1). Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть. 764 с.

2). Канашевский В.А. Международная компания как особый вид юридического лица в России. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.  2018.  № 10.  С. 104-108.

3). Андреев Р.В. Регулирование редомицилирования (обзор основных правопорядков) // СПС КонсультантПлюс. 2017.

4). Колобов Р.Ю. Изменение национальности и личного закона юридического лица (к вопросу о международных компаниях) // Пролог: журнал о праве. 2018. № 4. С. 31-38.

 

[1]  Канашевский В.А. Международная компания как особый вид юридического лица в России. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.  2018.  № 10.  С. 104-108.

[2] The Companies Law Cap. 113, Office of the Law Commissioner, Nicosia, September 2012, URL https://www.fbscyprus.com/docs/cyprus-companies-law.pdf

[3] Андреев Р.В. Регулирование редомицилирования (обзор основных правопорядков) // СПС КонсультантПлюс. 2017.

[4] Колобов Р.Ю. Изменение национальности и личного закона юридического лица (к вопросу о международных компаниях) // Пролог: журнал о праве. 2018. № 4. С. 31-38.